«Как выбрать копирайтера?» — детально-жестокое руководство
К нам часто поступает запрос от читателей с просьбой подготовить отдельное руководство по выбору копирайтеров. Естественно, это группа читателей, представляющая сторону заказчиков.
Да, мы физически не можем работать со всеми, кто к нам обращается. С одними просто не договариваемся по условиям. Других интересуют тексты и темы, с которыми мы в силу своей политики не работаем. Третьи хотят получить всё очень быстро, а мы не можем себе это позволить из-за текущей загрузки.
В любом случае, я смело констатирую факт: бизнес активно интересуется информацией, как выбирать авторов для своих проектов.
Я взял на себя смелость и подготовил такое руководство. Всё потому, что мне знаком рынок с обеих сторон. Я в нём сам начинал с самых низов, прошёл все круги, квадраты и ромбы ада, чтобы из новичка с нулевым рейтингом превратиться в основателя одного из наиболее известных и популярных агентств копирайтинга.
Сразу предупреждаю — многим представителям пишущей братии эта статья не понравится. У кого-то вызовет гнев. Оно и понятно. К примеру, если бы я готовил публикацию «Как выбрать женщину для _______?», она бы вызвала цунами протестов от многих женщин, которые бы между собой соревновались в испепелении моего мнения. Причём совершенно всё равно, что стояло бы на месте «для __________?».
Но не будем о женщинах. Поговорим о копирайтерах.
Кто конкретно вам нужен?
Для начала давайте определимся, кого именно вы ищете. В силу того, что сегодня копирайтерами называют даже рерайтеров, компиляторов и специалистов писать всё обо всём, здесь надо расставить все сопли над «й».
Если вам нужен автор для текста, который просто должен заполнить пустое место на сайте или содержать расстрельную порцию ключевых слов — вам прямой путь на биржу. Там есть из кого выбрать Работа копирайтера.
А если вы ищете автора для текста, который преследует конкретную цель, здесь нужно попотеть. Причём, местами даже основательно пропотеть. Потому что на этом пути очень много перекрёстков и дополнительных дорог.
То есть, мы сосредоточим своё внимание на серьёзных авторах.
Совет: Определитесь, кого именно вы ищете. Какую именно задачу вы хотите решить при помощи копирайтера?
Опыт — штука относительная
Впрочем, в копирайтинге, как и в личной жизни, всё сложно относительно…
В чём может «исчисляться» опыт?
- Количество лет профессиональной работы.
- Опыт работы с текстами конкретного жанра.
- Опыт работы с текстами для конкретного бизнеса.
Это количественный момент. Есть ещё и качественный момент — например, с текстами (или компаниями) какого уровня работает автор.
К примеру, одно дело писать для периферийных компаний. А совсем другое — для брендов.
Следовательно, если вы представляете компанию-бренд: ищите автора, кто уже писал для компании-бренда в вашем сегменте (пусть даже из другого государства).
При остальных прочих равных условиях даю простую рекомендацию — количество лет профессиональной карьеры особо ни о чём не говорит. Есть авторы, которые за 2 года добиваются больше, чем остальные за 8. Потому что важно ориентироваться именно на качественный опыт, а не на количественный.
Более грамотно сотрудничать с авторами, кто имеет активный положительный опыт работы с конкретными текстами в чёткой нише бизнеса.
К примеру, к нам часто обращаются по разработке коммерческих предложений и маркетинг-китов, потому что мы себя уже положительно зарекомендовали в этом направлении.
Привязка к чёткой нише бизнеса — это тоже очень продуктивный критерий. Я знаю авторов, кто работает только в нише инфобизнеса. Мне знакомы копирайтеры, которые пишут исключительно тексты узкой тематической направленности (например: медицина, юриспруденция, adult).
Высший пилотаж — найти автора, который имеет положительный опыт работы с конкретными текстами для определённого бизнеса.
Например, коммерческие предложения по продаже франшизы или тексты для email-рассылок в e-commerce.
Совет: Ориентируйтесь на качественный, а не количественный опыт.
Несколько тезисов о портфолио
Портфолио — это коллекция работ, выполненных копирайтером.
Портфолио предназначено для того чтобы упростить вам выбор.
- Вы смотрите на работу.
- Своими глазами видите, как пишет автор.
- Можете понять — он сам себя копирует или персонально подходит к каждому новому проекту.
Если у автора нет примеров (именно несколько примеров) интересующего вас текста — вы уже рискуете.
* Именно поэтому, мы в своём «Портфолио» сделали внутренний рубрикатор, который упрощает процедуру поиска и направляет посетителей на примеры нужных рекламных материалов.
При этом бывает так, что в портфолио находятся примеры далеко не всех работ. Потому что никто не отменял так называемый NDA (соглашение о неразглашении).
Это всё можно выяснить во время персонального общения с автором. И я не рекомендую вам в этом случае ему выкручивать руки под предлогом «Покажите, это останется между нами». Потому что вряд ли вы сами придёте в восторг, если ваш копирайтер будет демонстрировать по запросу текст, который вы просили никому не показывать. Помните — конфиденциальность должна быть конфиденциальной.
Есть ещё такое нехитрое явление, когда тот или иной копирайтер может в своём портфолио поместить тексты других авторов. Между прочим, мы уже замечали, что наши работы «светились» в портфолио других «коммерческих писак».
Мошенника легко вычислить — сравните стилистику с другими текстами, и вы просто поймёте, что это работы разных авторов.
Совет: Изучайте портфолио, чтобы убедиться, что автор не повторяет себя и подробно изучает каждую новую тему. Остерегайтесь мошенников.
Копирайтинг — это не хобби
Для серьёзного автора копирайтинг — это основной источник дохода. По крайней мере, это касается знакомых авторов из моего окружения.
Да, как правило, все начинали с того, что копирайтинг был дополнительным источником дохода. Но в любом деле естественный профессиональный рост приводит специалиста к новому уровню, когда он становится предпринимателем или владельцем бизнеса.
У этих авторов уже сильное преимущество — они понимают, как работает бизнес и понимает человека, который хочет купить копирайтинг как услугу. Потому что их доход зависит от их же проворности, предпринимательской хватки и ловкости. Это раз.
Вы это понимаете по самому разговору и видите, как автор с вами общается более глубокими терминами и представлениями. Это два.
Авторы, которые занимаются текстами в свободное от основной работы время, просто физически не могут основательно подходить к выполнению проектов. И вот почему:
- Они пишут тексты после работы вечером (когда уже устали).
- Как правило, они берут количеством (то есть, вместе с вашим заказом у автора ещё 5-10 других, которые ему тоже надо быстро выполнить).
- У таких авторов физически мало времени, чтобы вникнуть в суть задачи, тонкости бизнеса и продумывать отдельную рекламную идею.