Традиционная музыкальная культура народов Северного Кавказа. История и развитие
Рождение Северо-Кавказской цивилизации в XVI-XVII веках происходило как сложение крупных этнополитических структур, каждая из которых несла свою культуру. Консолидация в народности внутри этой цивилизации происходила параллельно со становлением мелоса горских народов и специфичной музыкальной ритмикой, повторяющей ритмику их языков. На протяжении всех четырёх веков своего развития народная кавказская музыка и культура региона не испытывала фатальных потрясений и неотрывно следовала за событиями истории и жизнеуклада горцев. Таким образом, уже в первое столетие существования новой культуры сложилась её общность в типичных народных песенно-инструментальных жанрах, а также в общих музыкальных структурах и формах.
История и развитие
Музыкальная культура горцев имеет богатые традиции, бережно хранимые и развиваемые народом. Строилась она на фольклоре, отображавшем обряды, охоту, труд, быт, подвиги своих героев.
Песенное наследие Северного Кавказа отличается большим культурным богатством с глубинным содержанием, разнообразием исполнительских приёмов и особой выразительностью произведений. «Хорошую песню и на пашню не променяешь»,- пословицы тех лет подтверждают отношение народа к своей культуре.
Песенный фольклор Кавказа
Тематика песенного фольклора горцев напрямую отражала быт людей и историю народа. Актуальной на протяжении веков была тема противостояния народа феодалам, их произволу в присвоении земель и ограничении свобод крестьян. Благодаря усилиям русских композиторов Балакирева М.А. и Танеева С.И, а также поэта М.Ю. Лермонтова, до наших дней сохранились бесценные произведения адыгейцев: «Плач крепостных», вайнахские «Песни из времён борьбы вольных горцев с феодалами», ногайские «Певец и волк», аварские «Мечты бедняков» и многие другие. Другой особенностью музыкального песенного искусства горцев были эпические поэмы о феодалах и чужеземных набегах.
История музыкальных культур горцев тоже не была безоблачной. Знать всячески пыталась противостоять социальным откровениям, тиражируемым в народных песнях.
Одно время муллы и феодалы для этого даже вводили штрафы за исполнение песен, но безрезультатно. Велико было и значение содержания песен, которое нередко приравнивалось к приговору: не было большего позора, чем быть осмеянным в песне. Музыкальное сопровождение песен – это целый культурный пласт в фольклоре горцев. Разнообразие уникальных инструментов привнесло в музыку характерные интонационные особенности, а также особую ритмику. Чаще других в инструментальной музыке и аккомпанементе использовались ударные, духовые, струнные и пневматические музыкальные инструменты.
Искусство танца на Кавказе
Развитие музыкальной культуры горцев нельзя рассматривать и без искусства танца. Многообразие и эмоциональное наполнение танцевальной культуры горцев впечатляет всех. Здесь есть всё: мужество и скорость, экспрессия и грация, красота и пластика настоящей высокохудожественной хореографии. Вспомните «сандрак», исполняемый практически повсеместно, а также обязательный «касгон кафт» с несколькими национальными аналогами, культовый «цопиай» или старинный ритуальный «гиргичу»…
Танцевальная культура народов Северного Кавказа, в процессе взаимопроникновения в другие жанры, со временем интегрировалась в единую музыкальную культуру. При этом её стилистическая национальная уникальность была сохранена.
Сегодня Северный Кавказ – это единая культурная территория, имеющая общие музыкальные традиции, органично сформированные из фольклорного наследия каждого проживающего там народа. И музыкальное наследие, и современное творчество народа региона — визитная карточка самобытной многогранной культуры как части всего неизмеримого богатства Северного Кавказа.