ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ - Такси №1

ПЛАНИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ: МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Актуальность темы исследования. Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью грамотного планировании цены на продукцию и недостаточной осведомленность некоторых руководителей о правильном формировании цен на тот или иной товар. Главным фактором, который определяет эффективность деятельности предприятия, является ценовая политика. цена планирования помогает запланировать прибыль предприятия, спрос на тот или иной товар и конкурентоспособность продукции.

Преуспевающие компании используют ценностный подходом формирования цены, который в дальнейшем определяет ценность будущего товара, технологии, себестоимость и последовательность формирования цены на продукт. Также важно обращать внимание на потребности покупателя и определить его желание платить за те или иные характеристики продукта. Цена помогает реализовать поставленные коммерческие цели и определить функциональность производственно-сбытового аппарата предприятия. Планирование цены — это один из важнейших моментов в системе планирования в организации. Вся сущность планирования состоит в том, чтобы спрогнозировать уровень цен, который обеспечил бы максимальный объем дохода за единицу выпускаемого товара при оптимальном уровне издержки на производстве. Чем выше объем выручки от реализации, тем больше прибыли получит предприятие от реализации товара.

Цена играет важную роль в определении позиции предприятия на рынке. Кроме того, цена также влияет на способность предприятия осуществлять инновации и поддерживать непрерывные оборот в определенном объеме. Цена, спрос на товар и интересы покупателей изменчивы. Для того чтобы быть конкурентоспособным, удержать свое место на рынке или занять более высокую ступень, нужно планировать цену на продукцию. Именно поэтому тема данной курсовой работы актуальна в наше время.

Степень разработанности проблемы. В ходе данного курсового исследования были использованы труды таких авторов как Баздинкина А.С., Банка С.В., Тараскина А.В., Гальперина В.М., Игнатьева С.М., Горемыкина В.А., Бугулова Э.Р., Богомаева А.Ю, Думного Н.Н., Николаева И.П., в рамках учебной литературы «Ценообразование», «Основы рыночного ценообразования», «Финансы предприятий», «Экономика» которые в своих работах изучали вопросы рыночного ценообразования, процессы формирования цены, совершенствования цен, а также значение цен и ценообразования в современном мире.

Целью данного исследования является анализ процесса ценообразования через оценку основных методов планирования цен на продукцию, а также способов их практического применения.

В рамках данного исследования необходимо решить следующие задачи:

-определить основные виды и факторы взаимодействия цены, как единицы, в экономике;

— изучить особенности формирования цены на предприятии;

-рассмотреть стратегию и тактику развития ценовой политики организации;

-выделить ряд особенностей цены и ценового механизма в сфере строительства;

— проанализировать ценовую политику предприятия ООО «ТоргСервис»;

— наметить пути совершенствования ценовой политики данного предприятия.

Объектом исследования является процесс ценообразования в организации.

Предметом исследования являются способы и методы планирования цен.

При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: системный анализ, синтез, расчет, оценка.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что если грамотно спланировать цены на продукцию, то это может обеспечить слаженную работу предприятия, повысить эффективность деятельности организации и обеспечить уверенность в достижение поставленных целей.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

В первой главе раскрываются основные теоретические аспекты планирования цены на продукцию, основные понятия, особенности и методы формирования цен, факторы, влияющие на уровень цен и т.д. Первый параграф включает в себя основные экономические понятия видов цен, рынков сбыта, факторов, которые влияют на цену, а также процессов взаимодействия цен в экономике. Во втором параграфе подробно описываются основные этапы формирования цен на предприятии. В третьем параграфе освещается тема стратегических и тактических аспектов достижения поставленных целей с помощью ценовой политики, а также перечисляются различные существующие стратегии, которые используются фирмами.

Вторая глава раскрывает практические аспекты планирования цен на продукцию на примере строительной компании «Дом Строй». В первом параграфе проведен анализ и оценка состояния предприятия, деловой активности и рентабельности предприятия. Во втором параграфе рассматриваются основные способы и методы ценообразования в строительной компании ООО «Дом Строй». В третьем параграфе рассмотрены направления совершенствования политики ценообразования и предложены мероприятия по увеличению прибыли предприятия.

В заключении работы сделаны основные выводы по работе.

Глава 1. Теоретические аспекты процесса ценообразования в организации: значение, содержание, организация

Цена представляет собой экономическую категорию, означающую сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар. Другими словами, цена — это денежное выражение стоимости товара. Если условия сделки предусматривают обмен одного товара на другой, то последний становится товарной ценой первого товара. Отсюда, ценообразование — это процесс формирования цен на товары и услуги. Цена выполняет учетную, распределительную и стимулирующую функции. В учетной функции цены отражаются общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции, оцениваются затраты и результаты производства. Распределительная функция предусматривает учет в цене акциза на отдельные группы виды товаров, налога на добавленную стоимость и других форм централизованного чистого дохода, поступающего в бюджет государства, региона и т.д. Стимулирующая функция применяется для повышения эффективности производства,развития ресурсосбережения,внедрения новых технологий, улучшения качества продукции и т.д.

Предприятие должно стремиться к установлению такогоуровня цен, который бы обеспечивал максимальный объем дохода при оптимальном объеме выпуска продукции и достигнутом уровне издержек производства.[2, c5]

Цены различаются по ряду признаков. В зависимости от вида продаваемого товара и масштаба торговых операций выделяют:

-оптовые цены, по которым продукция продается крупными партиями в условиях так называемой оптовой торговли и не включают розничную торговую скидку.

-розничные цены, по которым товары реализуются индивидуальным покупателям в сравнительно небольшом объеме.

-тарифы (расценки)-цены, по которым осуществляется оплата услуг.

Так же цены делятся по степени свободы, а именно:

-на жестко фиксированные, прочные, назначаемые органами ценообразования. Изменение такой цены в какую-либо сторону продавцом илипроизводителем товара преследуется по закону.

-регулируемые,их величина регулируется госорганами, но это влияние ограниченно и чаще всего сводится к установлению верхнего предела цен на конкретные группы товаров. Регулирование цен может также реализоваться путем установления максимального уровня рентабельности. Это означает, что отношение прибыли к издержкам не должно превышать заданного уровня.-рыночные цены, представляют собой свободные от непосредственного ценового вмешательства государственных органов. Они формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Рыночные цены должны складываться в процессе свободного торга между покупателями и продавцами. Переход от фиксированных государственных к свободным рыночным ценам называют либерализацией цен.

Наряду с описанными видами цен в экономической практике применяется ряд других характеристик цен, которые позволяют выделить следующие ее виды: -аукционная — продажная цена товара, реализованного на аукционе. В основе цены аукционной лежит рыночная цена, однако цена аукционная может в большей степени отличаться от рыночной в связи с тем, что она отражает конъюнктуру локальных рынков уникальных и редких видов товаров и во многом зависит от мастерства аукциониста.

-базисная — цена, установленная в момент заключения опционной сделки, то же, что цена осуществления опциона.

-биржевого товара — складывается из биржевой котировки и надбавки или скидки с нее в зависимости от качества товара, от места поставки, предусмотренного условиями типового биржевого контракта и других отклонений от него.[6, c4]

-государственная — цена, устанавливаемая государством.-договорная (контрактная) — цена, фиксируемая в сделке по купле-продаже товара.

-коммерческая — свободная (рыночная) цена, используемая на товары, которые свободно продаются при наличии фиксированной государственной цены на такие же товары, распределяемые в централизованном порядке.-котировальная — фиксируемая средняя типичная цена на товар за определенный период времени, определяется на основе контрактных цен и служит ориентиром при заключении новых контрактов (в том числе и на бирже).-мировая — типичная цена товара, применяемая в международных контрактах; зависит от соотношения спроса и предложения на мировом рынке и исчисляется в свободно конвертируемой валюте.

-проникновения — низкая первоначальная цена на какой-то товар, устанавливаемая с целью немедленного достижения массового спроса на рынке.-расчетная — единая цена каждой фьючерсной позиции на данный день; устанавливается расчетной палатой (как правило) на основе ценных сделок, совершенных в последнюю минуту перед окончанием торгов; применяется для подсчета депозитов и маржи, для определения цен, по которым ликвидируются фьючерсные контракты в случае поставки реального товара.-трансфертная — цена, используемая при совершении коммерческих операций между подразделениями одной и той же компании; ее значение возрастает с увеличением объема внутрифирменной торговли.

-фьючерсная — цена по биржевым фьючерсным сделкам.

-цена замены — количество товаров и услуг, которое нужно отдать в обмен на другие товары и услуги.[6, c21]

1.2. Процесс формирования ценовой политики на предприятии: сущность, цели, этапы, стратегии, методы и факторы

Ценообразование на предприятии представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных этапов:

-сбор систематического анализа информации о рынке.

-обоснования основных целей ценовой политики предприятия на определенный период времени.

-выбор методов ценообразования.

-установления конкретного уровня цены и формирования системы скидок и надбавок к цене.

-корректировка ценового поведения предприятия в зависимости от складывающейся рыночной конъюнктуры.

Предприятие самостоятельно определяет схему разработки ценовой политики исходя из целей и задач развития фирмы, организационной структуры и методов управления, установившихся традиций на предприятии, уровня издержек производства и других внутренних факторов, а также состояния и развития предпринимательской среды, т.е. внешних факторов.

Процесс разработки и реализации ценовой политики предприятия можно представить схематично (рис. 2.1).

Рис. 2.1 Этапы разработки и реализации ценовой политики предприятия.

На начальном этапе разработки ценовой политики предприятию необходимо решить, каких именно хозяйственных целей оно стремится достичь с помощью выпуска конкретного товара. Обычно выделяют три основные цели ценовой политики:

-Обеспечение сбыта (выживаемости). Становится основной целью предприятия в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности клиентов. Устанавливаются максимально возможные низкие цены, чтобы не потерять своей доли на рынке.

-Максимизация прибыли. Представляет собой усилия, направленные на получение максимальной прибыли от предпринимательской деятельности. Найти наилучший объем производства компания может двумя путями: сопоставив общие доходы с общими издержками при различном объеме производства, выполнив сравнение предельных доходов и предельных издержек.

-Удержание рынка. Является сохранением существующего положения на рынке или благоприятных условий деятельности. Предприятие тщательно следит за ситуацией на рынке и за динамикой цен, стараясь не допустить чрезмерного роста или снижения цен. Кроме этого, оно стремиться снижать издержки производства и сбыта, чтобы в случае необходимости иметь запас финансовой прочности при неблагоприятной ситуации с динамикой цен.