Контейнерные и смешанные перевозки - Такси №1

Контейнерные и смешанные перевозки

Контейнерные перевозки и смешанные перевозки на практике являются взаимосвязанными операциями, в связи с чем, будет логично осуществить их совместный анализ. При перемещении товаров между странами, имеющими морские порты, транспортировка состоит из морского пути и наземных участков. В таких ситуациях оптимальный вариант – контейнерные перевозки грузов. Преимущества контейнера заключаются не только в удобстве разгрузки/погрузки и простоты перевозки, но и решение вопросов складирования товаров в портах и защиты их от кражи в пути.

Международные контейнерные перевозки

Международные контейнерные перевозки – самый удобный и эффективный вариант перевозки товаров в любые страны. Они могут реализовываться наиболее распространенными видами транспорта, что дает возможность осуществлять поставки в любую точку мира «до двери». Кроме того, в этом случае транспортным компаниям проще осуществлять таможенное и документальное оформление перевозок, а также их экспедирование.
Организация контейнерных перевозок – лучший вариант доставки продукции в тех случаях, когда существует необходимость в использовании нескольких видов транспорта. Контейнеры могут транспортироваться морским, авто и ЖД транспортом, а также воздушными судами. Наибольший процент доставок контейнерами приходится на морские пути. Размеры стандартных контейнеров достаточно большие и максимально соответствуют условиям ЖД и морских перевозок.
Сохранность продукции при контейнерных перевозках обеспечивается пломбировкой еще в месте загрузки. Снятие пломб производится в пункте получения товара в присутствии представителей получателя или владельца товара.

Контейнерная емкость, по сути, арендуется на весь период транспортировки. Решение о том, чьи контейнеры будут задействованы под загрузку продукции, принимают экспедиторы на этапе оформления доставки. Организация транспортировки может осуществляться, как одной экспедиторской компанией, так и путем взаимодействия нескольких предприятий экспедиторов. При обращении к местному экспедитору, обработка контейнеров происходит несколькими компаниями, что доставляет некоторые неудобства и требует заключения договоров со всеми участниками процесса. Более удобно заключение договора с генеральным перевозчиком, в лице одной компании, которая будет решать все возникающие на пути следования через собственные филиалы, представительства и т.д., включая оформление грузов, погрузочные/разгрузочные и другие операции. 

Мультимодальные перевозки контейнерами – универсальный вариант, который подходит для всех типов грузов (насыпные, наливные, крупногабаритные, нуждающиеся в специальном температурном режиме и т.д.). 
Можно перечислить также ряд других преимуществ, которые имеют контейнерные перевозки грузов. При использовании нескольких вариантов транспорта (к примеру, автотранспорт, морские суда, ЖД транспорт) отсутствует необходимость длительной и трудоемкой перегрузки продукции. Достаточно один раз загрузить товар в контейнер, а выгружается он уже в пункте прибытия. Это обеспечивает существенную экономию финансовых средств заказчиков, в результате чего международные контейнерные перевозки являются самыми недорогими. 

Еще одним качеством, присущим транспортировке грузов в контейнерах является высокий уровень безопасности продукции, а также гарантия ее сохранности в пути. Этому способствует отсутствие разгрузочно-погрузочных процессов в пути, высокая прочность контейнеров, их герметичность, а также наличие вентиляции. 
Мультимодальные контейнерные перевозки с использованием нескольких видов транспорта – самый простой способ отправить продукцию заказчику непосредственно по указанному адресу. Транспортные компании предоставляют услуги, предполагающие загрузку товара на складе заказчика и ее выгрузку в конечном пункте назначения. Это очень удобно для предприятий, работающих с разными объемами товарных партий, так как позволяет оптимизировать расходы на доставку.

Как происходит организация контейнерных перевозок

Организация контейнерных перевозок осуществляется экспедиторскими компаниями. При заказе такой услуги следует понимать существенные различия между вариантами с полной (FCL) и неполной (LCL) загрузкой контейнеров 

1) Полная загрузка контейнера (FCL). При таком варианте товарная партия загружается в пустой контейнер, который доставляется из контейнерного парка в пункт загрузки, указанный отправителем. После завершения погрузочных работ контейнер опечатывается перевозчиком. Сорванная в ходе перевозки пломба свидетельствует о возможной краже или порче продукции в пути. Для усовершенствования обеспечения безопасности грузов применяют защищенные электронные печати.
2) Неполная загрузка контейнера (LCL). Если товар отправителя доставляется в специальный терминал, в котором его группируют с продукций других компаний до полного заполнения, то речь идет о перевозке на условиях неполной загрузки контейнера LCL. При прибытии в терминал расположенный территориально недалеко от получателя содержимое контейнера выгружается и разбивается на отдельные группы по отправителям/получателям.
3) Контейнерный фрахт. При осуществлении контейнерных перевозок существует два варианта затрат: аренда контейнера и фрахт. Возможны также варианты, когда компания перевозчик включает определенную долю арендной платы (контейнера) и фрахт, либо аренда полностью оплачивается грузоотправителем. При оформлении контейнерной перевозки следует обратить внимание на указанный в контракте срок аренды контейнера, потому что в некоторых случаях за задержку контейнера могут быть предусмотрены дополнительные платежи.

Сумма фрахта взымаемого судоходными предприятиями, как правило, зависит от типа продукции, в то время как у аутсайдеров чаще всего представлена стабильная ставка.

После доставки контейнеров в терминал или на территорию порта взимается установленная плата, включающая его обработку, обслуживание и транспортировку к судну. Такие сборы в порту (терминале) отправки получили название «за контейнерное обслуживание», а в порту назначения «за обработку в терминале». Эти термины можно считать взаимозаменяемыми.

Международные смешанные перевозки

Международные смешанные перевозки груза предполагают организацию транспортировок несколькими видами транспорта на основании одного договора, по которому перевозчик забирает груз в условленном месте в одном государстве и доставляет в пункт назначения в другом государстве.

Компания оператор, организующая смешанные перевозки выступает в качестве перевозчика и экспедитора одновременно. Оператором в данном случае может быть любой субъект, который заключает договор по предоставлению услуг смешанной перевозки, и несет всю полноту ответственности за надлежащее исполнение условий соглашения. Следует отметить, что особенностью смешанных перевозок является отсутствие отношений правового характера между владельцем груза и транспортными компаниями. Это условие является основным фактором, отличающим смешанные перевозки от прямой транспортировки. Ответственность за организацию перевозки полностью лежит на операторе и описывается в договоре.

Регламентируются международные смешанные перевозки груза «Соглашением о международном прямом смешанном железнодорожно-водном грузовом сообщении» (МЖВС) 1959 г., Конвенцией ООН о международных смешанных перевозках грузов 1980 г., Унифицированными правилами о документе смешанной перевозки МТП 1973 г., а также соответствующими регламентами БИМКО, МТП, ФИАТА и иных субъектов межгосударственных отношений.

Наиболее важной в данном списке является Конвенция Организации Объединенных Наций о международных смешанных перевозках грузов 1980 г. В третьей статье этого документа указывается, что при попадании договора о смешанной перевозки в сферу действия Конвенции, ее положения становятся обязательными для такого договорного документа.

Когда оформляется перевозка грузов в смешанном сообщении, оператор предоставляет отправителю груза специальный документ смешанной перевозки, который бывает двух видов: оборотный/необоротный. Заверяется этот документ представителями оператора смешанных перевозок с помощью факсимильной, перфорированной, штамповой, символьной, электронной или другой подписью, если такое не создает противоречий с законодательством государства, где выдается данный документ.

Оборотный документ на услугу перевозки грузов в смешанном сообщении составляется на предъявителя или, как ордер. В случае оформления по форме «на предъявителя» передача документа производится без передаточной ведомости. При выдаче документа необоротного типа в нем указывается компания грузоотправитель. 

Форма документов смешанной перевозки определяется Конвенцией ООН, согласно которой он должен включать сведения: характер груза, идентификация продукции, состояние товаров, название и основной адрес оператора, осуществляющего смешанные перевозки грузов, названия компаний отправителя и получателя грузов, время и адрес перехода груза в область ведения оператора, время и адрес выдачи документа. Следует отметить, что отсутствие некоторых данных из вышеперечисленного списка не может повлиять на правовой статус документа о смешанной перевозке.

Наступление ответственности оператора за груз наступает в момент передачи ему груза и длится до его выдачи получателем. Оператор отвечает в течение этого периода за ущерб, который проявляется в утере, повреждении или задержке груза в пути. Также необходимо отметить, что груз, не доставленный в пункт назначения по истечении девяносто дней после оговоренной даты поставки, считается не доставленным.

Конвенция, принятая в 1980 году определяет предельные значения ответственности оператора смешанных перевозок при утрате и повреждении грузов. Она не должна превышать 920 р.е. (расчетных единиц) за одно место или единицу груза, или 2,75 р.е. за 1кг веса, утраченного/поврежденного груза. Выбор предельного значения для компенсации на основании этих критериев осуществляется по большей сумме. В тоже время данные ограничения не действуют, если утеря (порча/повреждение) товара произошли по вине самого оператора.

Срок давности по международным смешанным перевозкам составляет два года. В РФ отсутствует специальные правовые нормативы, относительно услуги смешанной международной перевозки, которые определяют порядок оформления международных договоров.