Восстановление бухгалтерского учета
Вести бухгалтерский учет обязаны все российские компании, но по ряду причин это требование часто нарушают. Риск – ответственность вплоть до уголовной. В статье расскажем о способах восстановления учета и дадим поэтапный алгоритм. Восстановление бухгалтерского учета – это приведение в порядок финансовой и налоговой отчетности компании. Сроки восстановления бухучета зависят от размеров организации и объема работы. В среднем комплексная процедура занимает от нескольких недель до нескольких месяцев. На процедуру также влияет компетентность бухгалтеров, задействованных в восстановлении документов. Чем выше профессионализм сотрудников, тем быстрее и качественнее будет услуга. Выбирайте надежных исполнителей со страховкой финансовой ответственности. Здесь можно посмотреть пример такой страховки. Что входит в процесс восстановления бухгалтерского учета Процедура восстановления бухучета включает в себя: сортировку и обработку всех бухгалтерских документов, комплект которых определяется основной деятельностью, количеством филиалов и общим масштабом организации; восстановление цифровых учетных данных в программном обеспечении; сравнительный анализ всех документов на предмет соответствия действующим нормам законодательства; сверку правильности составления и проверка соблюдения сроков подачи налоговых отчетов; восстановление кадрового учета; восстановление и налаживание процесса дальнейшего бухгалтерского учета и регулярного документооборота. Этапы и план восстановления бухгалтерского учета Главная задача восстановления бухучета — наведение порядка во всех документах, от первичных до итоговых расчетов. Весь процесс можно разделить на 5 основных этапов.
Порядок действия Этап План работ 1 Комплексный анализ На этом этапе проводят инвентаризацию, полный анализ всех бухгалтерских документов, выявляют погрешности, упущения и ошибки. Проверяют выплаты налогов и взносов в бюджетные фонды, а также правильность регистрационных данных и анализ электронного учета. На основе анализа формируют отчет о текущем состоянии дел, выводят основные задачи и рекомендации по исправлению ошибок 2 Составление плана восстановления бухгалтерского учета Весь объем работ по восстановлению бухгалтерии разбивают на отдельные разделы, каждый из которых содержит четко определенную задачу и срок исполнения. В плане прописывают все этапы и указывают конечный срок по каждому из них и всей процедуре в целом
3 Работы по восстановлению
Выполняют мероприятия из плана. восстановление бухгалтерского учета включает восстановление первичных документов (договоры, акты, счета-фактуры, накладные и т.п.). На основании вновь собранной базы исправляются неверные или создают новые регистры бухучета 4 Подготовка и сдача отчетности Сверяют взаиморасчеты с партнерами, поставщиками, заказчиками, покупателями, подводят итоги по расчетным счетам и кассе. Составляют акт сверки с ПФР, ФСС, ФОМС, ИФНС и выводят данные о состоянии дел по взносам (кредитовое, дебетовое или нулевое сальдо), на их основании формируют новую отчетность 5 Разработка и внедрение новой отчетности Вводят в действие налаженный документооборот и программное обеспечение В конечном итоге предприятие получает полный комплект бухгалтерских и отчетных документов в соответствии с требованиями законодательства, а также актуальные и достоверные данные в отношении финансов и материальных ценностей. Вера Бердашкевич, директор департамента бухгалтерского аутсорсинга Главбух Ассистент В процессе восстановления бухгалтерского учета могут возникнуть определенные сложности, особенно если документы безвозвратно утеряны. В таких случаях придется обращаться в государственные, контролирующие службы и коммерческие структуры с запросом на восстановление документов. Еще один возможный источник трудностей — дополнительные налоги. Если обнаружатся ошибки в налоговых декларациях, особенно в случае утраты первичной документации, вероятно придется доплачивать взносы в обязательные фонды ПФР, ФСС и налоговую инспекцию. если чувствуете, что с учетом что-то не так, не откладывайте восстановление — обращайтесь за помощью . Способы восстановления бухучета В зависимости от объема работ, степени и характера допущенных ошибок, восстановление бухгалтерского учета может быть полным, частичным или срочным. Работу можно проводить по определенным участкам — кадастровый учет, банковские операции, кадровые документы и т.д. Полное восстановление затрагивает абсолютно все виды бухгалтерских и финансовых документов за определенный период. При необходимости возобновляют и оптимизируют весь процесс финансовой и налоговой отчетности организации. В некоторых случаях возможно проведение срочного восстановления бухгалтерского учета, чаще всего этот вариант выбирают при частичных нарушениях в отчетности или неполном комплекте документов. Доверить восстановление бухгалтерского учета можно только профессионалам . Конечно, можно попытаться сэкономить и справиться силами штатных сотрудников.
Но если собственная бухгалтерия не смогла организовать и вести учет без нарушений, то хватит ли ей компетенции на исправление ошибок и приведение дел в порядок? Можно нанять новый персонал для реорганизации бухучета. Главное — проверить его компетентность. Самый оптимальный способ восстановить учет— обратиться в компанию, специализирующуюся на бухгалтерских услугах . В этом случае делами вашей фирмы будет заниматься не один человек, а целый штат компетентных специалистов, включая бухгалтеров, аудиторов и экспертов по налогам. Профессиональный подход гарантирует быструю реорганизацию бухучета в полном соответствии с законодательством. Бизнес.ру рекомендует бухгалтерский аутсорсинг Главбух Ассистент . Стоимость восстановления бухгалтерского учета Определить, сколько стоит восстановление бухгалтерского учета за месяц или за год, можно только после тщательного изучения состояния бухгалтерии, ведь фиксированной цены на подобные услуги нет и быть не может. Итоговая стоимость зависит от: организационно-правовой формы предприятия; системы налогообложения; количества хозяйственных операций за отчетный период; численности сотрудников; период, за который нужно восстановить данные; количества утерянных сведений и бумаг; количества и характера допущенных нарушений; срочности выполнения работ. Однако, есть сложившиеся минимальные расценки, на которые можно ориентироваться при подсчете предстоящих расходов. Количество документов в месяц УСН ОСНО Нулевая отчетность 1–100 100–300 более 300 1–100 100–300 более 300 Минимальная стоимость работ за один восстановленный месяц, руб. 5000 10000 25000 8000 15000 35000 1000 Конечно, приведенные значения не являются надежным ориентиром. Например, на итоговую сумму может влиять вид деятельности компании или численность персонала. Когда необходимо восстановление бухучета Полное или частичное восстановление бухгалтерии требуется при недочетах в финансовой и налоговой отчетности, потере первичной документации, введении новых правил в устав фирмы (например, при смене собственника). Чаще всего причиной восстановления бухгалтерского учета выступают такие факторы: Изменения в нормативных актах, вносящие коррективы в ведение учета и сдачу отчетности; Смена руководства или учредителей, увольнение главного бухгалтера, подготовка к налоговой проверке; Частичная или полная утрата документов по причинам, независящим от руководства фирмы; Намеренная порча или фальсификация данных недобросовестным или уволенным сотрудником; Неопытность бухгалтера, допущение грубых ошибок в ведении учета; Выявление проблем в расчетных операциях, блокировка счетов; Обнаружение ошибок в налоговых документах, начисление штрафов, пеней по выплатам; Полное отсутствие бухгалтерского учета. Восстановление бухучета — достаточно распространенная процедура, поскольку редкая компания может полностью застраховать себя от ошибок в отчетности или потери документов. Но лучше заранее обезопасить себя от непредвиденных трат и свести к минимуму возможность недочетов в документации, передав учет и отчетность в надежные руки.
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки.