ЧУГУННЫЕ ЛЮКИ: ТИПЫ, ПРИМЕНЕНИЕ, ГОСТ
чугунные люки – функциональный элемент ключевых систем инженерного снабжения. Классический инженерный люк состоит из нескольких основных элементов – шахты диаметром 700 мм, рабочего помещения, глубина которого зависит от типа коммуникаций и глубины их пролегания, а также надежной защитной крышки. Процесс обустройства люков и колодцев нельзя назвать сложным, однако требования к их безопасности являются повышенными, что обязывает строителей таких систем подходить к выбору используемых материалов и комплектующих с большой тщательностью.
Типы колодцев и люков
Современные производители предлагают довольно обширный ассортимент крышек для инженерных колодцев. Среди представленных на рынке моделей бесспорными лидерами являются чугунные крышки для люков, которыми может комплектоваться любой тип магистрали.
Конфигурация и эксплуатационные особенности крышки люка зависят от типа и назначения колодца, который может быть:
- Смотровым – такие конструкции используются преимущественно для контроля работы магистрали, в частности их установка необходима в пестах ответвлений магистрального трубопровода;
- Фильтрационным – колодцы этого типа предназначены для доочистки сточных и дренажных систем;
- Поворотным – функциональные вспомогательные элементы системы, предотвращающие риск ее засорения;
- Перепадным – колодцы, устанавливаемые в местах существенного перепада в глубине пролегания коммуникаций;
- Накопительным – конструкция представляет собой достаточно объемный резервуар для аккумуляции сточных вод и отходов, очистка которой производится с использованием ассенизаторской техники.
Чугунные люки, применяемые в качестве защитной крышки для каждого типа колодцев, бывают тяжелыми и легкими. Вес тяжелых моделей составляет порядка 90-110 кг, они применяются в основном в комплектации систем, пролегающих под автомагистралями, дорожными плитами, а также под проезжей частью с относительно невысокой динамической нагрузкой (например, во дворах жилых домов). Тяжелые люки, благодаря массе и конструктивным особенностям, исключают самопроизвольный подъем при интенсивном проезде транспорта на дорогах и магистралях. Легкие люки обладают меньшим весом (55-90 кг) и применяются на недоступных для автотранспорта участках – в пешеходных и зеленых зонах. Существует и третья разновидность — магистральный люк, способный выдерживать нагрузку до 40 тонн. Такие изделия получили широкое распространение в строительстве инженерных сетей, пролегающих под аэродромами, полигонами и т.д.
Области применения
Область применения чугунных люков очень обширна. Действительное назначение чугунного люка можно определить по заводской маркировке:
- К – канализационные системы;
- В – водоснабжение и водоотвод;
- Д – ливневые и дренажные магистрали;
- Г (ПГ) – пожарный гидрант;
- ТС – система теплоснабжения;
- ГС – система газоснабжения;
- ГТС – телефония.
Современные модели люков по праву могут считаться антивандальными – большинство из них снабжается функциональными крепежными петлями, благодаря чему получить доступ к конструкции может только сотрудник коммунальной службы.
Компания «Объединенные заводы ЖБИ» предлагает вам большой выбор продукции в категории чугунные люки для реализации проектов инженерного строительства любой сложности. Все наши изделия изготавливаются в точном соответствии с ГОСТ 3634-89/3634-99, купить или заказать которые вы можете оптом и в розницу по более чем доступным ценам. Гарантия качества каждого изделия подтверждается сертификацией соответствующего образца.
Особенности конструкций и эксплуатации люков
Люки как элементы опорно-укрывного типа отличаются продуманной конструкцией, которая не оказывает механических разрушающих конструкций на железобетонное основание колодца, способствуя продлению срока его службы. Конструкция люка подразумевает возможность его снятия посредством крюка одним человеком, за исключением тяжелых и сверхтяжелых изелий, масса которых может достигать 155 кг. Поверхность элементов с точки зрения безопасности должна иметь рельефный вид, в то время как высота выступающих элементов может варьироваться от 3 до 8 мм. Также выпуклый рельеф может занимать согласно государственных стандартов от 10% до 70% всей площади крышки, препятствуя скольжению человека или автотранспорта при перемещении.
По конструктивным особенностям и форме чугунные люки разделяются на следующие классы согласно EN124:
- Средний люк В125 с массой изделий, равной 72 кг, с нагрузкой до 12,5 т;
- Люк легкий А15 (ЛМ) малогабаритной конструкции, с номинально нагрузкой до 1,5 т;
- Люк легкий А15 (Л) обычный, с номинальной нагрузкой до 1,5 т;
- Люк тяжелый С и Т 250 с шарнирной конструкцией, масса которых составляет 120 кг, максимальная рабочая нагрузка на который составляет 25т;
- Магистральный тяжелый люк D 400 с массой 140 кг;
- Вставка ремонтная Р;
- Большой решетчатый дождеприемник ДБ 1 и 2, номинальной нагрузки 12,5т;
- Малый решетчатый дождеприемник А15 (Д);
- Магистральный дождеприемник ДМ1;
- Сверхтяжелый дождеприемник ДМ2.
Различают чугунные люки различной формы, в виде полноценных окружностей, круглых элементов со скошенными краями, а также квадратных изделий. Помимо этого некоторые модели оснащены возможностью замка, либо имеют функцию запирающего устройства. Замки люков имеют три варианта конструкций:
- Замок с секретом;
- Болт с секретом;
- Распорная конструкция механизма.
Требования к материалам при изготовлении чугунных люков
Корпуса и крышки чугунных люков производятся на основе высокопрочного чугуна ВЧШГ, насыщенного шаровым графитом. Согласно ГОСТ 7293-85 используются марки чугуна не хуже ВЧ-40, которые способны обеспечить временное динамическое сопротивление при механическом растяжении не менее 40 (400) кгс/см2 или МПа. Также находит применение при изготовлении серый чугун СЧ20. Качество используемых материалов позволяет изготовителя предоставлять гарантийный срок на изделия в виде чугунных люков до 10 лет, в то время как период заявленной безаварийной эксплуатации согласно паспортных характеристик составляет 50 лет.
Преимущества и недостатки чугунных люков
В настоящее время чугунные люки не являются безальтернативными и в ряде случаев могут быть применены пластиковые, композитные, а также полимерно-композитные изделия. Меж тем чугун демонстрирует устойчивость к изменению температур в широких пределах, имеет предельный эксплуатационный период и способен выдерживать повышенные нагрузки. Аналоги чугунных изделий невозможно использовать на автодорогах и магистралях.