Не запутайтесь в сети
Верным другом любого онлайн-покупателя должны стать поисковые системы, например Гугл и Яндекс. С их помощью можно не только найти нужный вам товар, но и наиболее быстро получить представление о самом магазине интернет. Вам достаточно ввести поисковый запрос «(название интернет-магазина) отзывы» или «(название интернет-магазина) обман». Этот простой запрос позволит вам на первой же странице увидеть жалобы недовольных покупателей. Если результаты поиска пестрят словами «ужасно», «жулики», «обманули», «не заказывайте у них», вывод очевиден.
Приведем пример из своей практики: к нам обратилась девушка, заказавшая в интернет-магазине очки Ray Ban. Магазин прислал совершенно не ту модель, которую она заказала. Покупательница сделала возврат товара и направила в интернет-магазин претензию, однако ни товар, ни письмо магазин так и не получил на почте. Поиск в Гугле сразу же сообщил нам:
Будьте внимательны: на самые первые места в выдаче Яндекса и Гугла попадает реклама. Поскольку купить рекламную кампанию в Яндекс.Директе или Гугл.Адвордс (системы контекстной рекламы поисковых систем) может любой желающий, не кликайте на первые же появившиеся рекламные ссылки, пролистайте чуть ниже и внимательно изучите всю выдачу.
2) Все познается в сравнении.
Избегайте супердешевых предложений. Изучите средний уровень цен на тот товар, который вы ищете. Помните, что настоящие Гуччи и Луи Витон вряд ли будут стоить 1000 рублей.
3) Учитесь на чужих ошибках.
Отличный способ искать нужную вам покупку — Яндекс.Маркет или другие подобные сервисы. Самое главное преимущество этого сервиса — наличие реальных отзывов от реальных покупателей. Причем сервис независимый, а это значит, что вы не только сможете почитать про сами товары и выбрать наиболее подходящую модель, но и узнаете правду о том, как работает магазин. Если сервис у интернет-магазина хромает, магазин предлагает некачественные товары или притормаживает с доставкой, вы прочитаете об этом из отзывов других покупателей. И вообще сам факт наличия магазина на Яндекс.Маркете является преимуществом, ведь Яндекс проверяет все магазины, которые добавляются на Маркет.
Конечно же, никогда нельзя доверять отзывам на сайте самого интернет-магазина, ведь содержание отзывов легко контролируется владельцем сайта. Поэтому вы просто не найдете плохих отзывов о магазине на его сайте.
Разумеется, можно доверять и своему личному опыту заказа в том или ином магазине, если вы проверили его временем и несколькими заказами. Ну и, конечно, всегда можно спросить совета у более опытных друзей, которые регулярно что-то себе заказывают в российских интернет-магазинах и за рубежом.
4) Утром стулья, вечером деньги
Порядочный интернет-магазин всегда заботится не только о своем благополучии, но и об удобстве клиентов. Поэтому выбирайте такой магазин, который предлагает вам много разных вариантов оплаты покупки: наличными курьеру, по банковской карте, с помощью вебмани или Яндекс.Денег, по безналичному расчету, с лицевого счета вашего мобильного телефона, наложенным платежом и т.д. Если вариант оплаты только один — по предоплате, в особенности переводом на банковскую карту другого физического лица, — лучше не связывайтесь с таким интернет-магазином.
Опять же поделимся жалобами потребителей из своего опыта. К нам обратилась женщина, заказавшая в интернет-магазине диван. Она перевела магазину крупную сумму (около 40 тысяч рублей) в январе 2014 года. Точнее, не магазину, а некоему человеку на его реквизиты банковской карты. Заказ не был исполнен. Магазин на связь не выходит. Теперь, чтобы вернуть свои деньги, обманутой покупательнице придется обращаться в полицию, чтобы установить виновника и возбудить уголовное дело. При этом, если виновник окажется не индивидуальным предпринимателем, ситуация не будет регулироваться законом «О защите прав потребителей», а значит, покупательнице будет сложнее взыскать свои деньги в судебном порядке.
Между тем, на сайте интернет-магазина висит отличный стоп-сигнал:
Крайне осторожно следует использовать и оплату наложенным платежом: вам придется достаточно долго ждать свою посылку, выкупить ее на почте, и только после этого вы сможете ее распечатать и осмотреть товар. Кроме того, оплату наложенным платежом в большинстве случаев делают в пользу физического лица, что также не даст вам воспользоваться гарантиями, предоставленными законом «О защите прав потребителей».
Мы рекомендуем пользоваться услугами таких интернет-магазинов, которые не требуют предоплату, имеют пункты самовывоза или практикуют оплату наличными курьеру. При таком варианте вы сможете увидеть товар «лицом» и сразу отказаться от покупки, если вас что-то не устроит.
Плюсом в пользу выбора интернет-магазина будет его сотрудничество с крупными курьерскими службами, банками (если сайт предлагает покупку товаров в кредит).
5) Продавца нужно знать в лицо.
На сайте порядочного интернет-магазина в обязательном порядке будут содержаться данные об индивидуальном предпринимателе или юридическом лице, который продает товары через этот сайт. Обратите внимание на наличие такой информации на выбранном вами сайте интернет-магазина и обязательно проверьте достоверность этой информации (как это сделать, мы подробно писали тут). На сайте должны быть указаны полное наименование юридического лица / ФИО предпринимателя, ИНН, ОГРН, юридический и фактический адрес компании, контактные телефоны. Этих данных для проверки магазина «на вшивость» вам достаточно.
Вернемся к нашему примеру с покупкой очков. На сайте магазина очков Рэй Бан изначально в момент написания претензии была вывешена информация об индивидуальном предпринимателе. Всего через месяц эти данные с сайта бесследно исчезли и появилась следующая информация:
Мы проверили это юридическое лицо по данным Единого государственного реестра юрлиц, который ведет налоговая служба (ввели указанный ИНН), и увидели следующее:
Название оказалось совсем другим. Безусловно, название фирмы может меняться, но в данном случае владелец интернет-магазина умышленно указал неправильно название. Дело в том, что официальным производителем очков Рэй Бан является итальянская компания Люксоттика Групп (Luxottica Group S.p.A.). А на официальном сайте производителя мы нашли официального дилера в России — в переводе — ООО «Люксоттика Рус»:
Поэтому мы настоятельно рекомендуем вам заходить на официальные сайты производителей товаров той марки, что вы ищете. На них, как правило, содержится информация об официальных дилерах, магазинах и представительствах в разных странах и городах.