Грузоперевозки авиационным транспортом, что мы о них знаем
Как явственно следует из названия, речь в нашей очередной экспертной статье пойдет об особенностях организации грузоперевозки авиационным транспортом в транспортно-экспедиционной компании. Понятно, что данный вид грузоперевозок — это перевозка грузов по воздуху посредствам авиационного транспорта. Поэтому сразу перейдем к особенностям этого вида грузоперевозки.
АВИА-ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ И ИХ ОСОБЕННОСТИ
Пожалуй, самым важным преимуществом авиаперевозки является оперативность ее исполнения. Это и понятно: по скорости с самолетом не сравниться ни один из других грузовых транспортов: ни автомобиль, ни поезд, ни морское судно. Но оперативность доставки, хоть и основное, но отнюдь не единственное преимущество авиаперевозки. Авиационным транспортом перевозят посылки в труднодоступные места, туда, куда не едут железнодорожные составы и не идут автомобили. Пользоваться авиационным транспортом наиболее целесообразно при необходимости срочной доставки на большие расстояния. Так, например, в канун 8-го марта и 1 сентября именно авиационным транспортом доставляют во Владивосток, Якутск и другие отдаленные регионы цветы — незаменимый атрибут этих праздников.
Авиацией можно перевозить грузы от 1 кг до максимальных объемов, которые смогут поместиться на борт воздушного судна.
По способу доставки авиаперевозки делятся на 2 категории:
1. Пассажирскими лайнерами.
2. Грузовыми лайнерами.
Пассажирские лайнеры отличаются от грузовых в первую очередь, конечно, предназначением, а, следовательно, грузоподъемностью и устройством, и главное — устройством и размером дверей. Именно этот фактор определяет ограничения по крупногабаритному грузу — в маленькие дверные проемы длинная посылка (более трёх метров) попросту не влезет.
Исходя из этой классификации и общих характеристик посылки можно сказать, что:
1. Небольшие, нетяжелые, не крупногабаритные и неопасные предметы можно перевозить как пассажирскими, так и грузовыми лайнерами.
2. А посылки длинной более трёх метров, тяжеловесные, опасные, крупно и негабаритные перевозятся только грузовым авиатранспортом.
(При этом сами лайнеры обычно делят на две категории: отечественные (Ил, Ту, Ан) и иностранные (Boeing, AirBus)).
ГРУЗОПЕРЕВОЗКИ АВИА ПО РОССИИ И ТИПЫ ГРУЗОВ
Вообще понятия «объемный» и «тяжеловесный груз» очень актуальны и важны для авиаперевозки. Каждая крупная компания авиаперевозчик (владельца авиа-судов), как правило, сама определяет допустимые параметры предметов для транспортировки. Именно поэтому для перевозки нестандартных вещей (особо тяжеловесных и негабаритных) могут привлекать военно-транспортные самолеты, которые, в связи со своим особым назначением, имеют нюансы. Как правило, у них более широкий загрузочный или входной проем (так называемая «рампа» у Ил 76, например) и увеличенная грузоподъемность.
Специалистам транспортной компании «Юлэкс» приходилось пользоваться услугами данного вида транспорта. Мы перевозили из Москвы в Калининград шлюзовые кабины для контрольно-пропускной системы банка в ящиках 7х1.5х1.5 метра весом по 3.5 тонны как раз военно-транспортными машинами. В другие они попросту не влезли.
Планируя грузовые авиаперевозки пассажирским лайнером, следует знать один важный момент такой авиаперевозки. Дело в том, что командир корабля имеет право отказать в перевозке. Причем, может сделать это без объяснения причин и в самый последний момент. А это может напрямую повлиять на сроки доставки, ведь отправление могут снять прямо из-под борта, когда все уже согласовано и его ждут в месте назначения через несколько часов.
НЕДОЧЕТЫ АВИА-ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
И еще несколько слов о недостатках авиа-грузоперевозках. В качестве отрицательных моментов можно выделить в первую очередь высокую стоимость — авиаперевозка дороже автомобильной, железнодорожной или морской. К тому же, авиаперевозка имеет сильную зависимость от погодных условий и на вылет, и на прилет. Это часто приводит к задержке доставки как по причине отмены рейса, так и по причине невозможности посадить самолет в аэропорту назначения. Однажды ТЭК «Юлэкс» перевозила авиационным транспортом оборудование во Владивосток, и самолет приземлился на дозаправку вместо Красноярска в Сургуте и 2 дня не мог вылететь оттуда по метеоусловиям.
Если вы собираетесь перевозить пожароопасные вещества, кислоты, медикаменты, химические реактивы, продукты топливно-энергетической группы и другие небезопасные грузы, то стоит знать, что они будут подвергнуты тщательному досмотру перед отправкой, а также взвешиванию и сканированию. Кроме того, будьте готовы, что за провоз этих вещей на воздушном транспорте, в зависимости от степени опасности посылки уплачивается дополнительная пошла в размере 12-45% от стоимости перевозки.
Транспортная компания «Юлэкс» знает об этом на собственном опыте. Так, при перевозке компьютерного оборудования для Банка России сотрудниками контрольных органов вскрывались все источники бесперебойного питания и сухие аккумуляторные батареи на предмет наличия в них электролита. Хорошо, что там его не оказалось.