ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ ПЕЧАТИ СТЕРЕО ВАРИО НА ЛЕНТИКУЛЯРНЫХ ЛИНЗАХ.
Стереорепродукция — жанр, точнее ремесло, возникшее на стыке технологии и изобразительного искусства, стала возможна лишь в последние годы. Дело в том, что в былые времена растровые стереоизображения, как правило, ограничивались форматом календарика или открытки. Технические средства, позволяющие получать формат, сопоставимый с исходным живописным полотном, появились относительно недавно. Современные линзовые растры позволяют воспроизводить хотя пока еще не большой, но уже приемлемый для ряда живописных произведений объем.
Стерео-варио изображения способны создавать иллюзию объема или движения на плоской картинке – это может быть как фотография с эффектом 3D, так и полноценная анимация, кадры которой проигрываются при движении наблюдателя относительно постера или плаката. Благодаря такой особенности, возможно использование стерео-варио для создания киноафиш и наружной рекламы вдоль маршрутов движения. Помимо рекламы, стерео-варио изображения востребованы для изготовления календарей стерео варио, оформления витрин, открыток.
История стереоизображений уходит в глубокую древность – в 280 году до н. э. Евклид обнаружил, что восприятие объема возможно благодаря тому, что каждый глаз видит картинку под разным углом. Теоретическое обоснование стереоскопическое видение получило благодаря трудам Иоганна Кеплера, а изобретение первого стереоскопа принадлежит английскому физику сэру Чарльзу Уитсотну. Широкой общественности стереоскоп впервые был продемонстрирован в 1851 году в Лондоне.
Технология изготовления стерео-варио проста и остроумна. На несколько изображений, разрезанных на полоски, накладывается пластиковый растр с особыми линзами, позволяющими наблюдателю видеть в каждый отдельный момент единственную картинку. Стереоизображения можно разделить на два типа – трехмерное стерео и псевдостерео. Для создания полноценного трехмерного стерео используется стереосъемка или компьютерные модели. Псевдостерео имеет несколько плоских слоев, перемещающихся с разной, с точки зрения наблюдателя, скоростью; такие изображения обычно содержат удаленный задний план, усиливающий ощущение глубины сцены – например, горы, лес или другой пейзаж.
Стерео варио изображения отличаются от обычных изображений всего лишь одним моментом – они создают иллюзию объема. Эта иллюзия основана на особенности чевоческого зрения: левым глазом мы видим картинку, которая немного отличается от картинки, которую мы видим правым глазом. Лентикулярный пластик это приспособление для того, чтобы в каждый глаз попадали разные изображения. Особенности бинокулярного зрения описывал еще Леонардо да Винчи.
Технологии печати на лентикулярном пластике более 160 лет, однако масштабный *выход в свет* впервые произошел в США на президентских выборах. Будующий президент Эйзенхауэр в предвыборной компании широко использовал различные (как сегодня говорят) промо материалы. Более серьезная, широкоформатная 3d реклама, произведенная на лентикулярном растре, нашла широкое применение в конце 20 века.
Произошло это после того, как три компании (Майкроленс, Кодак и Флипсайнз) объеденили свой потенциал для производства линзовых (лентикулярных) картинок.
Усилия были сосредоточены на трех основных моментах:
- разработка програмного обеспечения,
- производство линзого растра,
- подготовка принтеров для печати на лентикулярном растре.
Когда технологии достигли нужного качества, на сцене начали появляться производственные компании, работающие в основном на рекламном и сувенирном рынках. Кто-то из них стал монстром на рынке объемных изображений и расширял выпускаемый ассортимент (например оптический скотч и клей…), кто-то ушел со сцены производства стерео варио.
Давайте ответим на вопрос — *что такое печать стерео варио на линзовом растре?*
Это печать на лентикулярном пластике, основанная на особенности человеческого глаза – возможность видеть в трехмерном измерение. Картинки или изображения печатаются в специально закодированном виде – полосами. И уже после того, как линзовый растр совмещается с закодированным изображением, человеческий глаз воспринимает результат как трехмерный.