ОСТ 1 31132-80 Болты с уменьшенной шестигранной головкой
Прочность болта, как правило, указывается на головке цифрами, разделенными точкой. Чем выше класс прочности крепёжной детали (болта или шпильки), тем большую растягивающую нагрузку он выдерживает, и тем больший момент затяжки допускает. О прочности детали нельзя судить по виду и цвету покрытия.
Особенности указания класса прочности на болтах некоторых производителей
На болтах производства Этны (Нижний Новгород) и РААЗ (Рославль) прочностью 8.8 и выше ставится знак фирмы и значение прочности, либо может стоять знак Х, который обозначает прочность 8.8. На болтах прочностью ниже 8.8 не ставится ни знака ни класса прочности.
На болтах с буртиком (фланцевых) производства БелЗАН головка гладкая, без каких либо знаков; «простые» болты маркируются всегда, при любом классе прочности.
На шпильках и гайках класс прочности, как правило, не указывается. Шпильки диаметром 8 мм и более могут маркироваться на торце углублёнными знаками: круг (значение кл.проч.-8.8), квадрат (значение кл.проч.10.9) и треугольник (значение кл.проч. 12.9). Гайки БелЗАН и Этна прочностью 8 маркируются заводским знаком и цифрой 8 на торце. Прочность 10 имеют только гайки (БелЗАН) со стопорящим цилиндрическим выступом, сжатым с боков (маркировки не имеют).
Примеры применяемости болтов разной прочности
КЛАСС ПРОЧНОСТИ БОЛТА | ПРИМЕНЯЕМОСТЬ |
5.6 | Крепление бампера |
8.8 | Крепление реактивных тяг автомобилей ВАЗ 2101-2107 |
10.9 | Крепление шаровой опоры, карданного вала |
12.0 | Крепление головки блока цилиндров |
Примеры применяемости гаек разной прочности
КЛАСС ПРОЧНОСТИ ГАЙКИ | ПРИМЕНЯЕМОСТЬ |
4 | Крепление стеклоочистителя |
5 | Крепление рулевого колеса |
8 | Штока переднего амортизатора |
10 | Малого карданного вала КамАЗ |
3. Различие крепежа по виду
Условно крепёжные детали можно разделить на «Общие» и «Специальные».
Группа «Общие» отличается тем, что болт или гайку для автомобиля ВАЗ можно заменить на болт или гайку от БелАЗа, если они имеют те же размеры и прочность. Или открутить болт от подвески глушителя и закрепить им брызговик.
Специальный болт ост 1 31132, например, шатунный, может применяться только на конкретной модели конкретной марки автомобиля в определённом узле.
Размеры крепежных деталей
1. Болты
Основные параметры болта: Диаметр резьбы, шаг резьбы, длина стержня болта (или длина болта). Пример правильного обозначения: Болт М12х1,5х90
В прайсах поставщиков крепежа применяется, как правило, изменённое обозначение. Для более удобной сортировки шаг резьбы и длину болта меняют местами, знак «х», в следствие отсутствия в клавиатуре, заменяют на звёздочку ( * ). Выглядит это так: Болт М12*90*1,5
Если болт имеет основной шаг, то его не указывают: Болт М12*90
В данном конкретном примере надо понимать, что шаг резьбы равен 1,75 мм. Нужно учитывать, что в прайсах часто указывается и основной шаг, причем не на всех позициях. Еще в обозначении болта может присутствовать класс точности резьбы, например 6g.
Основные разновидности болтов приведены в таблице. Длина болта – размер L
«Простой» болт (с шестигранной головкой). Дополнительный параметр – «Размер под ключ» – S | |
Болт с буртиком. Буртик может быть зубчатым или гладким. | |
Болт с внутренним шестигранником | |
Болт со сферической головкой и квадратным подголовником | |
Болт с гроверной шайбой. |
2. Шпильки
Основные параметры шпильки:
- Диаметр резьбы
- Шаг резьбы, вворачиваемой в деталь
- Шаг резьбы под гайку
- Длина резьбы, вворачиваемой в деталь
- Длина свободной части шпильки (той части, что торчит из детали)
В крепёжных прайсах указывается сокращенное обозначение шпильки: Диаметр резьбы D, шаг резьбы под гайку и длина свободной части L. Пример: Шпилька М10*80*1
Шаги резьб на разных концах шпильки могут быть одинаковыми (на автомобилях группы ВАЗ-КамАЗ) или разными (группа ГАЗ). Шаг резьбы, вворачиваемой в корпус всегда больше (или равен) шага резьбы под гайку.
Как опознать конец шпильки, вворачиваемый в корпус, если шаги резьб одинаковы? Диаметр резьбы «в корпус» чуть больше, чем «под гайку». Если навернуть гайку – она пойдёт «туго». Этот конец шпильки обычно маркируется на торце «вмятиной» пирамидальной или сферической формы.
Длина резьбовой части, вворачиваемой в корпус ( l1 ), как правило, меньше длины резьбы под гайку ( l0 ).