Компания IKEA: история становления знаменитого бренда - Такси №1

Компания IKEA: история становления знаменитого бренда

История компании IKEA неразрывно связана с личностью ее основателя, Ингвара Кампрада, который родился в 1926 году в Смоланде, на юге Швеции. Предпринимательский дар проявился у мальчика с малых лет – будучи пятилетним ребенком, он продавал соседям спички. Позже, в возрасте семи лет у Ингвара появился велосипед и он расширил территорию своих продаж.

Узнав, что цена спичек может быть значительно ниже, если их покупать оптом в Стокгольме, он предпринимает необходимые действия, покупает товар дешевле и продает его по сниженной цене, получая, тем не менее, хорошую прибыль. В последствии мальчик расширил ассортимент товаров, предлагая, кроме спичек, цветы, поздравительные открытки, елочные игрушки, карандаши и шариковые ручки.

IKEA история компании

Ингвар Кампрад в юном возрасте (слева)

Создание компании IKEA

Моментом создания компании IKEA можно считать 1943 год, когда 17-летнему Ингвару Кампраду его отец дает деньги в качестве награды за успехи в учебе. Он использует это, чтобы основать свой собственный бизнес. Название IKEA образовано из инициалов основателя (I.K.) плюс первые буквы Elmtaryd (E) и Agunnaryd (A), фермы и деревни, где он вырос.

Первоначально IKEA продает ручки, кошельки, рамки для фотографий, настольные и наручные часы, ювелирные изделия и нейлоновые чулки, удовлетворяя спрос покупателей на продукцию по сниженным ценам.

Бизнес ИКЕА растет и компания с 1945 года, используя рекламу, продает товары по почте, а ее основатель на молочном фургоне доставляет продукцию до ближайшей железнодорожной станции.

Продажа мебели

Развитие IKEA продолжается и в 1948 году в предложении компании появляется мебель. Первоначально Ингвар Кампрад предлагал копии кухонных столов, которые производил его дядя Эрнст. Позже, воспользовавшись тем, что в лесах на юге Швеции работало достаточно много производителей мебели, компания сотрудничает с ними и включает их продукцию в ассортимент IKEA.

В 1951 году фирма ИКЕА публикует свой первый онлайн икеа каталог в том виде, в котором им пользуются миллионы покупателей сегодня. Развитие бренда IKEA продолжается быстрыми темпами.

IKEA история

Обложка первого каталога компании IKEA 1951 года

Первые магазины IKEA и внедрение инноваций

Переломным моментом в истории развития компании ИКЕА можно назвать 1953 год, когда в городке Эльмхульт, Швеция, был открыт первый мебельный салон. На такой шаг компанию подвигла усиливающаяся конкуренция среди торговцев мебелью – снижать далее цены становилось все проблематичнее, и Кампрад придумал гениальную концепцию – демонстрировать качество продаваемой продукции наглядно. Посетители мебельного салона могли осмотреть товар, потрогать его, убедиться воочию, что деньги не будут потрачены напрасно.

Второй важный момент в истории бренда IKEA – начало разработки предметов мебели, которые в разобранном виде можно было бы поместить в плоскую картонную коробку. Кроме того, что это значительно облегчало транспортировку столов и стульев к покупателю, продажа мебели в разобранном виде повлекла за собой рождение важнейшей концепции – теперь покупатель ИКЕА мог собирать мебель самостоятельно.

Сочетание правильной маркетинговой политики и новых подходов к продаже мебели дало свои результаты и в 1958 году в Швеции открывается первый магазин IKEA. Мебельная экспозиция в Эльмхульте общей площадью 6 700 квадратных метров стала крупнейшей во всей Скандинавии.

Компания IKEA

Первый магазин компании ИКЕА в Швеции
Именно там, в Эльмхульте, были опробованы и внедрены все основные приемы работы с покупателями, которые и сегодня широко применяются в магазинах компании.

Экспозиция представляла собой выставку мебели, движение по которой было тщательно продуманным. Посетители двигались против часовой стрелки, осматривая выставленные образцы. При устройстве экспозиции сотрудники ИКЕА применили принцип «корзины» – между наборами мебели были выставлены фурнитура и другие сопутствующие товары для дома, создавая, таким образом, ощущение изобилия по доступной цене.

Важным моментом стало внедрение принципа самообслуживания клиентов. Посетитель выбирал товар и вместе с ним продвигался к кассам, чтобы оплатить покупку. Лишь в некоторых случаях, при отсутствии в зале модели нужной расцветки или размера, товар доставлялся покупателю отдельно.

Фактически мебельный салон ИКЕА представлял собой магазин-склад, в котором покупатель самостоятельно выбирал, транспортировал товар, прибегая к помощи сотрудников компании лишь при необходимости. Впоследствии такой формат стал чрезвычайно популярен среди всех ритейлеров мира.

Для удобства посетителей мебельного салона в Эльмхульте компания ИКЕА открыла в нем в первый фирменный ресторан. Впоследствии такой формат стал стандартом не только для детища Кампрада, но и для других торговых центров. Блюда ИКЕИ стали культовыми, а позже в магазинах компании появилась возможность приобрести шведские продукты питания.