Мастеринг и сведение. Советы и общие принципы
Советы по мастерингу
- 1. Используйте эквалайзеры очень аккуратно, делая только небольшие изменения, поскольку изменения частоты в одном месте неизбежно влекут за собой изменения в других местах. Например, если вы сильно приподнимите высокие частоты, бас может начать звучать менее отчетливо. Удивительно, насколько даже небольшие изменения (до 0.5 дБ) могут давать ощутимую разницу. Настройте эквалайзер так, чтобы всё звучало, по-вашему, как надо, а потом вдвое уменьшите степень внесенных изменений.
- 2 . Всегда сохраняйте и создавайте архивные копии оригинального немастеренного материала и работайте с копией.
- 3. Следите за пиками. Ваш диск могут отказаться печатать, если уровень достигает 0 дБ. Чтобы избавиться от этой проблемы, примените ко всему диску нормализацию до -0.1 дБ.
- 4. На этапе сведении композиции не делайте fade-in и fade-out (плавное вступление и затухание звука). Может оказаться, что их длину надо будет изменить, а это проще сделать на этапе заказать мастеринг.
- 5. Применяйте обработку только там, где это необходимо.
- 6. Сохраняйте настройки программы, в которой вы делаете мастеринг (плагины, их настройки и т.д.)
- 7. Если есть такая возможность, учитывайте порядок композиций на альбоме, перед тем, как приступать к мастерингу.
- 8. Всегда, на всех этапах сохраняйте аудио-файлы как минимум в 24-битном разрешении. Сконвертировать в 16 бит всегда успеете.
Общие принципы сведения
Несмотря на то, что в сведении всегда есть поле для творческих экспериментов, существуют общепринятые правила и техники, с которыми стоит ознакомиться прежде чем начинать нарабатывать свой собственный стиль сведения.
- Панорамируйте бочку и бас в центр, и оставляйте их относительно сухими. Эти элементы являются основой и собирают вокруг себя все остальные, поэтому с них хорошо начинать работу по сведению.
- Размещайте малый барабан (snare drum) в центре, а затем панорамируйте остальные ударные. Однако, избегайте слишком сильного панорамирования, довольно жутко себе представить, как руки барабанщика растягиваются по всему стерео-пространству. Тем не менее, крайние варианты панорамирования хорошо работают для нектороых перкуссий, типа тамбуринов, шейкеров и т.д.
- Аккуратно выбирайте время спада реверберации на барабанах и перкуссиях; если оно будет слишком большим, легко потерять ритмический драйв, к тому же, реверберация заполняет пространство между звуками, и психоакустически понижает громкость.
- Настраивайте остальные инструменты на подходящие уровни громкости, и, если они хорошо и сбалансировано звучат в моно, разделяйте их при помощи панорамирования. Следите за общим стерео-балансом, как ушами, так и при помощи измерительных приборов.
- Ведущий вокал должен быть в центре и достаточно близко, спереди. Если вокал слишком громкий, он будет выбиваться, если слишком тихий – потеряет разборчивость. Полезно слушать микс из соседней комнаты, особенно при отстройке вокала.
- Некоторые инструменты, особенно человеческий голос, часто требуют изменения громкости в процессе развития композиции, чтобы сохранять соответствующую динамику. Подходящий мягкий компрессор сделает эту работу гораздо проще, а также часто может помочь сделать вокал более ярким и выдающимся. Однако, не переусердствуйте с компрессором (если только вы специально не хотите добиться такого эффекта).
- Используйте реверберацию так, чтобы она тонально соответствовала вокалу, и помните – отношение прямого сигнала к обработанному имеет четкую связь с воспринимаемой интимностью, или, напротив, дистанцией от исполнителя.
Распространенные ошибки при сведении
Вот краткий список вещей, которые не стоит делать при сведении:
- Не сводите когда вы устали после 14-часовой записи
- Не пытайтесь достичь баланса, постепенно поднимая громкость, вы закончите нехваткой запаса по громкости и искажениями.
- Не пытайтесь сделать каждую часть большой и впечатляющей, иначе ваш микс будет звучать как звуковое соревнование. Примите, что некоторые части должны быть спереди, а некоторые – в фоне.
- Не забудьте убедиться, что микс звучит хорошо в моно, перед тем как начнете настраивать панораму.
- Не стоить производить мониторинг на постоянно повышающейся громкости, это ослабляет чувствительность и быстро утомляет. Более того, это может повредить ваши уши, и ослабить восприятие звука на продолжительное время.
- Не забывайте проверять каждый сигнал в отднльности на наличие шума или искажений. Настройте ваш микшер и цепи эффектов перед началом сведениея. (Если речь идет о аналоговом сведении, с цифровым всё несколько проще).
- Не топите микс в своем любимом эффекте. Большинство лучших примеров сведения демонстриуют очень аккуратное применение эффектов.
- Не пытайтесь достичь лучшего разделения инструментов, повышая эквалайзером уровень определенных частот на каждом инструменте – итоговый результат будет звучать грязно и неестественно. Если используете эквалайзер – вырезайте, а не добавляйте.
- Не соблюдайте правила, если нарушив их вы можете сделать микс лучше!