Секреты шелкографии от профессионалов
Приготовьтесь к небольшой экскурсии по цехам производственной компании «Инари», где происходит этот таинственный процесс — печать по технологии «шелкография».
Старинное ремесло, споры о происхождении и родине которого ведутся в течение, пожалуй, всей истории его существования, сегодня является одним из самых конкурентных на рынке промышленной и коммерческой продукции.
Немного истории
Одна из романтичных версий гласит, что шелкография, или трафаретная печать, берет свое начало в XIII веке до нашей эры. Древние финикийцы, в то время как греки вели бесконечные войны с римлянами, среди прочих мирных достижений овладели искусством добывать пурпур из секрета моллюсков и научились использовать его в качестве краски, особым способом нанося на ткань. Так они первыми завоевали текстильный рынок, создавая диковинной красоты ткани.
Некоторые исследователи утверждают, что этот способ печати появился в Китае, а окончательно оформился в XVIII веке в Японии, о чем свидетельствуют многочисленные японские трафареты-сетки, сделанные из человеческих волос или тонких шелковых тканей. Но свое современное название – шелкография – этот вид печати получил намного позже, в начале ХХ века, когда один предприимчивый англичанин запатентовал процесс трафаретной печати через шелковую ткань. Его изобретение было занесено в каталог под названием «Silk screen printing» (с английского – печатание шелковым ситом).
По-настоящему трафаретная печать и нанесение шелкографии широко шагнула в народ и стала практически «массовой» технологией в 30-50-х годах XX века. Возможно, это связано и с периодом расцвета рекламного рынка в Америке и Европе в то время. Методом шелкографии стали печатать рисунки на тканях, плакаты, открытки, этикетки, даже номерные знаки на автомобилях… Такое коммерческое использование этой технологии привело к тому, что к ней относились несколько свысока – как всего лишь к второстепенному методу печати, а не как, допустим, к искусству.
Энди Уорхолл. Мерилин Монро
Но и этот стереотип был сломан: знаменитый американский художник Энди Уорхолл невероятно популяризировал шелкографию в мировом масштабе, особенно после того, как он в 1962 году создал таким методом изображение Мэрилин Монро.
Сегодня этот способ печати, усовершенствованный и обрастающий новыми возможностями, одинаково уверенно и свободно чувствует себя и в промышленной сфере, и в области искусства. Он применяется в полиграфии, текстильной, электронной, автомобильной, стекольной, керамической и других отраслях промышленности. И абсолютно невозможно представить без шелкографии современный рынок сувенирной и прочей рекламной продукции.