Как учить английский язык эффективно - Такси №1

Как учить английский язык эффективно

Зачем вам нужен английский язык? Если просто для галочки, то разочарую: ничего не получится. Нет, вы, конечно, улучшите свой уровень владения языком, но без постоянной практики утратите навыки со скоростью санок, пущенных с горы.

Английский нельзя выучить раз и навсегда. Даже в родном языке люди начинают делать ошибки, когда прекращают его совершенствовать. Филологи допускают орфографические ошибки, не говоря о пунктуационных и стилистических. Я и сама ошибаюсь.

В иностранном языке это проявляется еще сильнее. Так, например, мой французский ушел в почти зародышевое состояние, потому что не использовался после учебы.

Нет смысла учить английский язык только ради того, «чтобы было» или «для престижа» или «чтобы быть не хуже других».

 Решение: поставить цель

В первую очередь это дает мотивацию, которая будет двигать и не позволит отлынивать.

Также цель помогает оценить результат. Ведь что такое «я хочу выучить английский»? Как определить, что он уже «выучен»? Совсем другое дело, когда вы знаете, что вас ожидает на финишной прямой.

И, самое главное, постановка цели гарантирует практику. Потому что язык вы будете использовать по назначению.

Примеры целей:

  • Сдать кембриджский экзамен. Например, FCE, CAE, CPE, IELTS. Такой экзамен объективно подтверждает уровень владения языком по всем параметрам: аудирование (слушание и понимание речи), говорение, чтение, письмо. Фишка в том, что остановиться на достигнутом уже сложно. И вам наверняка захочется подготовиться к следующему экзамену после успешной сдачи предыдущего.
Шкалы кембриджских экзаменов. Фото из открытых источников, обработка для блога - моя

Шкалы кембриджских экзаменов. Фото из открытых источников, обработка для блога — моя

  • Получить повышение на работе. Это означает, что язык вы будете использовать для решения рабочих задач. Он не только не забудется, но и станет совершенствоваться в ходе практики.
  • Для поступления в иностранный вуз. Одна из лучших целей, потому что после достижения нужного уровня для вуза язык будет только совершенствоваться в процессе учебы.
  • Переехать за границу. Если это — страна, где один из государственных языков — английский, то практика обеспечена.
  • Расширить круг знакомств. Имеются в виду англоязычные собеседники.
Расширить круг знакомств - отличная цель. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

Расширить круг знакомств — отличная цель. Фото с бесплатного фотостока Pixabay

  • Чтобы самому преподавать английский. Тоже отличная цель, которая обеспечит глубокое усвоение языка.

Какие цели обманчивы:

* Английский «для себя». По большому счету, это — бесцельное изучение языка. Нет финиша и возможности оценить результат — как правило, в процессе учебы желание продолжать постепенно остывает.

Английский «для путешествий». Чтобы спросить дорогу или обратиться на reception? Тут достаточно разговорника, гугл-переводчика или даже языка жестов. Мой муж, вообще не изучавший английский язык, справляется за границей с бытовыми ситуациями без моей помощи абсолютно самостоятельно. Общается в рыболовном магазине, заказывает блюда в ресторане и т.д. Это всего лишь вопрос коммуникативных навыков.

«Bus?» и вопросительный жест руками — вот вам уже показывают дорогу. Пока прилежный студент выводит «Could you tell me, please, where the bus stop is». Мой восьмилетний ребенок спускался на reception и без проблем решал любой вопрос, не имея даже уровня Elementary.

Для путешествий нужна база, которую можно выучить за пару месяцев. Это — не цель.

 Грамматика — превыше всего

Я на встрече с Мёрфи - автором лучших учебников по грамматике для взрослых. Без грамматики, конечно, тоже нельзя. Но не с нее нужно начинать. Фото из личного архива, 2016 год

Я на встрече с Мёрфи — автором лучших учебников по грамматике для взрослых. Без грамматики, конечно, тоже нельзя. Но не с нее нужно начинать. Фото из личного архива, 2016 год

Тут мы должны сказать спасибо школьной системе. Но и школу можно понять: есть программа, которую надо выполнить. Есть 30 человек в каждом классе, которые должны эту программу освоить. Есть преподаватель, которому нужно за день провести несколько уроков с разными группами. О какой коммуникативной методике тут может идти речь, если задача — впихнуть невпихуемое в 45 минут, подготовить к контрольной, проверить десятки тетрадей вечером, выставить отметки.

В итоге вырастает взрослый, который уверен, что для изучения английского языка и вообще любого языка сначала нужно учить алфавит, правила чтения и грамматику. А уже потом можно строить диалоги. Ну а аудирование — это вообще какой-то неведомый зверь. Во многих школах единственный источник аудирования — это речь самого учителя.

В свое время я сломала немало копий на форуме репетиторов, где представители «старой закалки» настаивали на безукоризненном владении грамматическим строем языка. Где ученики заучивают талмуды слов для диктанта, зубрят и переписывают правила. А уж для взрослых такой способ изучения языка вообще кажется единственно верным. И таких взрослых я могу понять: они просто не видели других вариантов.

Лексико-грамматический подход — главный камень в построении языкового барьера. Хотите только писать и читать? Ок. Можно строить этот забор еще выше.

✅ Решение: коммуникативная методика.

Как мы изучаем родной язык? Сначала младенец слышит речь взрослых, привыкает к звучанию, начинает вылавливать знакомые повторяющиеся слова. Сперва — самые простые, потом — более сложные. Ухо его уже отличает определенный набор слогов. И ребенок приступает к подражанию. Допускает ошибки. Однако постепенно понимать малыша становится все проще. Он сперва использует только ударный слог вместо целого слова (например, «пу» вместо «пуговицы»), потом уже пытается составить из нескольких слогов. И, наконец, осваивает произношение слов целиком, затем — словосочетаний, предложений, фраз.

В речи ребенка при освоении родного языка преобладают существительные и глаголы.

Когда ребенок хорошо освоил аудирование (слушание) от самых разных людей (а не только от мамы и папы) и говорение (способен объяснить на родном языке все, что нужно), он учится читать. Под печатными знаками скрывается то, что он уже освоил. Речь не только о книгах. Вывески, надписи — все то, что попадается в течение дня.

Когда азы чтения освоены, ребенок переходит к письму. Сначала только копирует. И постепенно учится излагать свои мысли не только устно, но и письменно.

Вот эта последовательность — «аудирование-говорение-чтение-письмо» — золотой стандарт коммуникативной методики. Она вовсе не означает, что на занятии дети или взрослые только слушают и говорят. Посмотрите, как сдают международные экзамены на самый высокий уровень. Попробуйте найти ошибку в эссе человека, который сдал CPE на А.

Да и на примере своих детей-учеников я видела, как дошкольник даже с уровнем А1 (это ниже Elementary) владеет языком увереннее пятиклассника с лексико-грамматическим подходом. Причем словарный запас малыша был шире и разнообразнее.

В коммуникативной методике тоже предусмотрено изучение правил грамматики и чтения, однако последовательность и подход — абсолютно иные.