Вендинг: разбираемся, что, как, почему?
Предприниматели по-разному понимают смысл масштабирования бизнеса. Для одних оно заключается в увеличении количества сотрудников или ассортимента, для других – в широте отрасли и выходе в новые города. Но по факту масштабирование бизнеса – это рост оборота и прибыли. Без этих показателей оно не имеет смысла.
Масштабировать бизнес можно двумя способами. Классическая франшиза и вендинг. Про первый вариант мы не будем подробно рассказывать. Вы и так все знаете. А вот что такое вендинг, кому он будет выгоден, в чем его плюсы и минусы, расскажем в этой статье.
Вендинг – это продажа товаров или услуг через торговые автоматы. Вы точно видели эти аппараты с кофе, едой, игрушками или портативными зарядными устройствами. Как правило, они расположены на вокзалах, в крупных магазинах, учебных заведениях и бизнес-центрах – там, где большой поток людей.
От франчайзи в вендинге требуется только найти подходящую точку и установить автомат. По сравнению с классической франшизой это проще. Не нужно набирать персонал, обучать собственника и сотрудников, привлекать трафик и разрабатывать маркетинговые стратегии. Конечно, торговые аппараты необходимо обслуживать, это не про «установил и забыл», но трудозатраты здесь очевидно меньше.
В вендинговом бизнесе главный фактор успеха – правильное расположение. Казалось бы, это так просто – поставить автомат там, где много входящего трафика, но проблема в том, что на рынке очень большая конкуренция. Подавляющее большинство действительно хороших мест уже давно заняты похожими аппаратами.
Чистая прибыль напрямую зависит от цены за аренду места: чем меньше платишь, тем больше зарабатываешь. Минимально возможную цену должен дать продавец франшизы. Конечно, франчайзи вендинговые сам может обратиться к арендодателю, но делать это напрямую не советуем. Вы, скорее всего, не сможете «выбить» низкую цену. А еще, вряд ли, сможете «сторговаться». Когда в одну и ту же точку обращается несколько людей, арендодатель думает: «Окей, этот не возьмет за такую цену, значит, возьмет кто-нибудь другой».
В идеале задачи сособственника бизнеса и франчайзи должны выглядеть так:
Франчайзи заключает договор с предпринимателем, выбирает торговый центр для установки аппарата из предложенных, контролирует установку и запуск автомата, следит за его работой, обслуживает, забирает выручку и своевременно вносит необходимые платежи.
Франчайзер со своей стороны должен произвести торговый автомат, найти место и договориться о минимальной цене за аренду, установить, запустить аппарат и поставлять продукцию. Впрочем, последнее может делать и франчайзи. Это вопрос договоренностей, которые должны быть официально зафиксированы. Главная цель франчайзера – разгрузить своего бизнес-партнера и обеспечить ему максимальную прибыль.