Воздух в системе отопления частного дома
Нарушить работу гидравлической системы отопления частного дома могут даже небольшие воздушные карманы. Удаление воздуха — достаточно простая задача, тем не менее, она требует ответственного подхода. В частности, важно знать причины образования воздушных пробок, прежде чем приступать к их устранению.
Чтобы понять, как воздушная пробка влияет на работу отопительной системы, рассмотрим самую обычную трубу в поперечном разрезе. Если она заполнена теплоносителем полностью, то его расход на данном участке будет равен расчётному, а значит, всё будет работать так, как предусмотрено проектом. Однако при появлении в системе воздуха картина резко меняется: газы легче воды и скапливаются в верхней части, таким образом, условный проход труб сокращается. Последнее приводит к снижению протока, из-за чего находящиеся по курсу движения теплоносителя нагревательные приборы не получают достаточного количества теплоты.
Основным источником воздуха в закрытой гидравлической системе служат резьбовые и уплотнительные соединения, по некоторым причинам потерявшие герметичность. Протечки в этих местах мизерны, однако такие дефекты представляют большую опасность: поскольку весь контур герметичен, то через свищ не только вытекает вода, но также и всасывается небольшая порция воздуха. Визуально места таких протечек определить сложно: вода выделяется небольшими порциями и практически сразу испаряется, однако поступающий внутрь воздух постепенно накапливается. При том, что условный проход труб в современных системах отопления довольно мал, пробка может образоваться всего за несколько суток.
Другим источником газообразования служит сам теплоноситель. В системах с автоматической подпиткой вода периодически сменяется свежей, насыщенной азотом и кислородом. Эти газы выделяются пузырьками при нагревании и интенсивном перемешивании. Если в качестве нагревательных приборов используются алюминиевые радиаторы, возможно выделение водорода в ходе реакции внутренних поверхностей с водой. Интенсивность реакции увеличивается при наличии в воде абразивов, обдирающих защитную гидроксидную плёнку, а также при сильном отклонении PH от нейтрального.
Наконец, воздух в системе отопления может появиться в ходе полной или частичной перезаправки системы при ремонтных работах. Так, при обратной установке радиаторов, циркуляционного насоса или другой арматуры внутри устройств находится некоторое количество воздуха, которое неизбежно попадает в систему. Другим источником газов могут служить трубки тёплого пола: из-за значительной протяжённости и малой толщины стенок они могут вовлекать кислород, содержащийся в окружающей среде.
В правильно спроектированных и смонтированных системах отопления радиаторы могут быть единственным местом скопления воздуха. Образование в них пробок сопровождается появлением шума — журчанием протекающей воды. Другим свидетельством может служить отсутствие правильно градиента падения температуры от верхней зоны к нижней: поскольку вверху скопился воздух, вода не контактирует со стенками и не нагревает их, но зато нижняя часть вполне горячая.
Определить завоздушивание в трубах сложнее. Поскольку на прямом участке не образуется завихрений, то образование пробки не сопровождается посторонними шумами. Единственный способ установить наличие воздуха — отметить снижение расхода теплоносителя. Иными словами, подтверждением будет служить недостаточный нагрев радиаторов, расположенных по ходу движения теплоносителя после проблемного участка. При этом перекрытие радиаторов, расположенных до пробки, не приведёт к усилению протока и повышению температуры остальных нагревательных приборов.
В классической конфигурации отопительных трубопроводов магистрали всегда имеют уклон в сторону движения теплоносителя, что способствует снижению общего гидродинамического сопротивления труб. Поэтому лучший способ избавиться от контруклонов — обследовать весь став и установить места, где нарушается указанное правило, а затем выполнить монтаж труб заново в соответствии с требованиями.
Однако это удаётся сделать не всегда: изменить положение труб могут мешать проёмы, также подобные работы почти всегда сопряжены с риском повреждения отделочных покрытий. Единственный способ избавиться от воздуха в этих местах — «мокрая» врезка вертикального ответвления. Делается это так: на трубу монтируется накладной хомут с упакованным на его отвод шаровым краном. При открытом кране в трубе сверлится отверстие, затем инструмент выводится из патрубка и кран сразу же закрывается.
Нужно понимать, что такие клапаны работают под избыточным давлением и потому смысл в их установке есть только для закрытых систем отопления, в открытых же с этой функцией прекрасно справляется расширительный бак. Также обязательным требованием к установке стравливающего клапана является правильная организация уклона трубопровода: если в каком-либо месте на подающем или обратном трубопроводе имеется контруклон, воздух попросту не будет достигать той точки, где предусмотрено его автоматическое удаление.
Стравливающие клапаны скрывают внутри довольно тонкий и чувствительный механизм. Их установку следует проводить на вертикальном отводе из самой высокой точки длиной около 10–15 см. Перед стравливающим клапаном обязательно должен быть установлен фильтр-грязевик, исключающий попадание мелких соринок в механизм. Автоматических стравливателей может быть и несколько, например, в системах с лучевой разводкой их устанавливают на каждом коллекторе, то есть в нескольких высших точках системы.
Для стравливания воздуха необходимо усилить циркуляцию теплоносителя, выведя насос в режим максимальной производительности. После этого кран приоткрывают на 1–2 оборота, характерное шипение свидетельствует о выходе воздуха. После того как поток воздуха иссякнет, из системы сливают ещё 100–150 мл воды и закрывают кран обратно.
В некоторых случаях бывает, что одна воздушная пробка мешает выходу другой. При этом радиатор некоторое время греет нормально, однако со временем расход теплоносителя в нём снова ограничивается вновь образовавшейся пробкой. Лечение простое: повторять операцию стравливания с интервалом в несколько часов до тех пор, пока из крана не начнёт поступать прямой поток жидкости без пузырьков.
Если какой либо элемент системы: насос, радиатор или гидрострелка, были временно демонтированы без полного слива теплоносителя, необходимо проводить их обратную установку с локальной заправкой. При этом один из верхних патрубков подключения не герметизируется сразу, вместо этого открывается кран в нижней точке подключения, внутренний объём устройства заполняется водой, а из верхнего негерметичного соединения выходит большая часть воздуха.
Откуда берётся воздух и каковы последствия
Системы отопления лишь на первый взгляд кажутся замкнутыми контурами, которые под завязку заполнены водой. Существует целый ряд путей, по которым воздух может попадать внутрь, что приводит к явным негативным последствиям.Чтобы понять, как воздушная пробка влияет на работу отопительной системы, рассмотрим самую обычную трубу в поперечном разрезе. Если она заполнена теплоносителем полностью, то его расход на данном участке будет равен расчётному, а значит, всё будет работать так, как предусмотрено проектом. Однако при появлении в системе воздуха картина резко меняется: газы легче воды и скапливаются в верхней части, таким образом, условный проход труб сокращается. Последнее приводит к снижению протока, из-за чего находящиеся по курсу движения теплоносителя нагревательные приборы не получают достаточного количества теплоты.
Основным источником воздуха в закрытой гидравлической системе служат резьбовые и уплотнительные соединения, по некоторым причинам потерявшие герметичность. Протечки в этих местах мизерны, однако такие дефекты представляют большую опасность: поскольку весь контур герметичен, то через свищ не только вытекает вода, но также и всасывается небольшая порция воздуха. Визуально места таких протечек определить сложно: вода выделяется небольшими порциями и практически сразу испаряется, однако поступающий внутрь воздух постепенно накапливается. При том, что условный проход труб в современных системах отопления довольно мал, пробка может образоваться всего за несколько суток.
Другим источником газообразования служит сам теплоноситель. В системах с автоматической подпиткой вода периодически сменяется свежей, насыщенной азотом и кислородом. Эти газы выделяются пузырьками при нагревании и интенсивном перемешивании. Если в качестве нагревательных приборов используются алюминиевые радиаторы, возможно выделение водорода в ходе реакции внутренних поверхностей с водой. Интенсивность реакции увеличивается при наличии в воде абразивов, обдирающих защитную гидроксидную плёнку, а также при сильном отклонении PH от нейтрального.
Наконец, воздух в системе отопления может появиться в ходе полной или частичной перезаправки системы при ремонтных работах. Так, при обратной установке радиаторов, циркуляционного насоса или другой арматуры внутри устройств находится некоторое количество воздуха, которое неизбежно попадает в систему. Другим источником газов могут служить трубки тёплого пола: из-за значительной протяжённости и малой толщины стенок они могут вовлекать кислород, содержащийся в окружающей среде.
Определение места скопления газов
Чтобы устранить воздушный карман, нужно первым делом определить место его образования. Всего можно выделить два участка системы, в которых могут образоваться воздушные пробки — это горизонтально направленные трубопроводы и радиаторы.В правильно спроектированных и смонтированных системах отопления радиаторы могут быть единственным местом скопления воздуха. Образование в них пробок сопровождается появлением шума — журчанием протекающей воды. Другим свидетельством может служить отсутствие правильно градиента падения температуры от верхней зоны к нижней: поскольку вверху скопился воздух, вода не контактирует со стенками и не нагревает их, но зато нижняя часть вполне горячая.
Определить завоздушивание в трубах сложнее. Поскольку на прямом участке не образуется завихрений, то образование пробки не сопровождается посторонними шумами. Единственный способ установить наличие воздуха — отметить снижение расхода теплоносителя. Иными словами, подтверждением будет служить недостаточный нагрев радиаторов, расположенных по ходу движения теплоносителя после проблемного участка. При этом перекрытие радиаторов, расположенных до пробки, не приведёт к усилению протока и повышению температуры остальных нагревательных приборов.
Проблема контруклонов
Типичной ошибкой монтажа отопительных трубопроводов считается образование некоего подобия горба на локальном участке. Вполне очевидно, что при заполнении системы водой в возвышающейся части трубы будет образовываться пробка, которую оттуда никак не удалить. Даже в открытых системах отопления, где для попавшего внутрь контура воздуха есть свободный выход наружу, эти места постоянно остаются закупорены полностью или частично.В классической конфигурации отопительных трубопроводов магистрали всегда имеют уклон в сторону движения теплоносителя, что способствует снижению общего гидродинамического сопротивления труб. Поэтому лучший способ избавиться от контруклонов — обследовать весь став и установить места, где нарушается указанное правило, а затем выполнить монтаж труб заново в соответствии с требованиями.
Однако это удаётся сделать не всегда: изменить положение труб могут мешать проёмы, также подобные работы почти всегда сопряжены с риском повреждения отделочных покрытий. Единственный способ избавиться от воздуха в этих местах — «мокрая» врезка вертикального ответвления. Делается это так: на трубу монтируется накладной хомут с упакованным на его отвод шаровым краном. При открытом кране в трубе сверлится отверстие, затем инструмент выводится из патрубка и кран сразу же закрывается.
Автоматические стравливающие клапаны
В системах с верхним положением подающего трубопровода имеется общая наивысшая точка, в которую и направляется весь воздух, образующийся в любой части системы. Установка в этом месте автоматического клапана поможет раз и навсегда решить проблему образования воздушных пробок.Нужно понимать, что такие клапаны работают под избыточным давлением и потому смысл в их установке есть только для закрытых систем отопления, в открытых же с этой функцией прекрасно справляется расширительный бак. Также обязательным требованием к установке стравливающего клапана является правильная организация уклона трубопровода: если в каком-либо месте на подающем или обратном трубопроводе имеется контруклон, воздух попросту не будет достигать той точки, где предусмотрено его автоматическое удаление.
Стравливающие клапаны скрывают внутри довольно тонкий и чувствительный механизм. Их установку следует проводить на вертикальном отводе из самой высокой точки длиной около 10–15 см. Перед стравливающим клапаном обязательно должен быть установлен фильтр-грязевик, исключающий попадание мелких соринок в механизм. Автоматических стравливателей может быть и несколько, например, в системах с лучевой разводкой их устанавливают на каждом коллекторе, то есть в нескольких высших точках системы.
Спуск воздуха из радиаторов
Для устранения воздушных пробок в радиаторах должна быть предусмотрена специальная арматура. Ручные краны Маевского для стравливания воздуха устанавливаются в один из верхних отводов радиатора. Если оба отвода использованы для подключения труб, стравливающий кран устанавливают в ответвление через тройник, направленный вертикально вверх. При этом кран должен устанавливаться по направлению протока после радиатора.Для стравливания воздуха необходимо усилить циркуляцию теплоносителя, выведя насос в режим максимальной производительности. После этого кран приоткрывают на 1–2 оборота, характерное шипение свидетельствует о выходе воздуха. После того как поток воздуха иссякнет, из системы сливают ещё 100–150 мл воды и закрывают кран обратно.
В некоторых случаях бывает, что одна воздушная пробка мешает выходу другой. При этом радиатор некоторое время греет нормально, однако со временем расход теплоносителя в нём снова ограничивается вновь образовавшейся пробкой. Лечение простое: повторять операцию стравливания с интервалом в несколько часов до тех пор, пока из крана не начнёт поступать прямой поток жидкости без пузырьков.
Как предупредить образование пробок
Попадание воздуха в систему может происходить также в режиме полной или частичной заправки. Если теплоноситель сливался из системы полностью, его обратную заливку нужно проводить при минимальном напоре. При этом рекомендуется дождаться, пока уровень воды в системе не покроет радиаторы и включить циркуляционный насос несколько раз на 5–10 секунд, обеспечивая ограниченное движение теплоносителя, за счёт которого устраняются небольшие воздушные карманы, скапливающиеся вверху труб на ровных участках. В закрытых системах отопления в высшей точке должен быть предусмотрен кран для выхода воздуха, замещаемого водой.Если какой либо элемент системы: насос, радиатор или гидрострелка, были временно демонтированы без полного слива теплоносителя, необходимо проводить их обратную установку с локальной заправкой. При этом один из верхних патрубков подключения не герметизируется сразу, вместо этого открывается кран в нижней точке подключения, внутренний объём устройства заполняется водой, а из верхнего негерметичного соединения выходит большая часть воздуха.