Levi’s (Левис) – американский бренд, под именем которого были созданы и запатентованы первые в мире джинсы. Специализируется на производстве мужской, женской и детской одежды, обуви и аксессуаров. С 2007-го выпускает также мобильные телефоны.
Визитной карточкой бренда является одежда из денима. Компания выступает создателем благотворительного фонда Levi Strauss Foundation (1952 г.). На 2013 год Levi’s входит в группу компаний Levi Strauss & Co.
Основатель. Лёб Штраус.
Дата основания. 1853 год.
Патенты. «Производство штанов с металлическими заклепками» (совр. джинсы, 1873 г.), «Технология Sta-Prest, создающая постоянные складки на одежде» (1964 г.).
История бренда
Биография основателя
Основатель бренда Лёб Штраус родился 26 января 1829 года в коммуне Буттенхайм, расположенной в Баварии, Германия. Он был седьмым ребенком в семье Хирша Штрауса, имеющего еврейское происхождение, и немки Ребекки Хас.
С середины 1830-х гг. в Германии царили антисемитские настроения, евреям нельзя было заниматься торговлей и земледелием. Братья Лёба — Йонас и Луис — эмигрировали в Америку.
В 1845 году от туберкулеза умер Хирш Штраус. Через два года Лёб вместе со своей семьей отправился в Нью-Йорк. Здесь их встретили Йонас и Луис, владеющие к этому моменту оптовым галантерейным бизнесом J. Strauss Brother & Co. По приезде в Нью-Йорк Лёб Штраус начал ходить на курсы ведения торговли и вскоре присоединился к своим братьям.
К 1850 году Лёб Штраус сменил имя на Леви Стросс.
В январе 1853 года Леви Стросс получил гражданство США. Во время золотой лихорадки в Америке он отправился в Сан-Франциско, где основал Levi Strauss — небольшое предприятие по поставке галантерейных товаров (парусины, булавок, ножниц, пуговиц и пр.) в магазины, расположенные близ приисков.
Появление прототипа джинсов
Однажды у Леви осталось много непроданной парусины, которую в то время часто использовали для изготовления палаток. Он отправился со своим товаром к золотоискателям. Добытчики начали жаловаться, что им не нужны палатки — им не хватает хороших штанов, так как они быстро протираются, а также, что им некуда складывать самородки. В ближайшем горном поселке Леви нашел портного и заказал ему сшить крепкие штаны из парусины с большими карманами. За первую пару Стросс получил 6 долларов. С каждым днем количество золотоискателей, желающих приобрести прочные штаны, росло. Леви Стросс прислушивался к пожеланиям заказчиков и постоянно усложнял крой брюк. Вскоре имя Стросса стало известным во всем Сан-Франциско. Впоследствии Леви начал принимать участие в культурной жизни этого города. Он активно поддерживал еврейское сообщество и способствовал строительству первой синагоги в Сан-Франциско.
В 1856 году к бизнесу Стросса присоединился Дэвид Стерн — муж одной из сестер Леви.
В конце 1850-х гг. Леви начал заказывать ткань для изготовления штанов во Франции, в городе Ним. Ткань цвета индиго отличалась диагональным переплетением нитей и имела название «саржа». Вскоре золотодобытчики начали называть ее деним (саржа из Нима – фр. serge de Nimes). Леви Стросс также заказывал деним в Генуе. В разных странах существовали свои вариации написания этого города: в Италии — Genova, во Франции — Gênes, в Германии – Genua, в Англии — Genoa. Среди золотоискателей Америки название Генуи искаженно произносили, как «Джейн» или «Джинс». Так впоследствии стали именовать и брюки из денима.
В 1863 году предприятие Levi Strauss было переименовано в Levi Strauss & Co.
В 1860-х в архивах Levi Strauss & Co появилось слово «джинсы».
Получение патента на «производство штанов с металлическими заклепками»
В 1872 году Леви Стросс получил от Джейкоба Дэвиса письмо с предложением запатентовать изобретение заклепок на карманных углах штанов. Джейкоб, имеющий еврейские корни (до получения гражданства США — Якоб), работал портным в Неваде. Для своего бизнеса он закупал ткань в компании
levis & Co. Однажды к нему пришла женщина с просьбой изготовить штаны с прочными карманами для ее мужа. Джейкобу пришла идея закрепить карманы металлическими заклепками от конской сбруи. После создания штанов с заклепками, количество клиентов Дэвиса увеличилось. Через несколько месяцев он заметил, что другие портные начали копировать его метод. Чтобы официально зарегистрировать изобретение, было необходимо заплатить за документы 68 долларов. У Джейкоба Дэвиса не было этих средств, и он написал письмо Леви Строссу, предложив ему внести сумму и взять патент на двоих.
20 мая 1873-го Федеральное Патентное Бюро США выдало патент № 139 121 Джейкобу Дэвису и Леви Строссу за «штаны с металлическими заклепками на карманах». В первый год после регистрирования компания Levi Strauss & Co продала свыше 21 000 пар джинсов. Штаны с заклепками стали покупать лесорубы, охотники, рыбаки – люди, занимающиеся тяжелым трудом.
В 1877 году Леви Стросс стал учредителем и казначеем министерства торговли Сан-Франциско. Он также являлся директором Банков Невады, Ливерпуля, Лондона и Газовой и Электрической компании Сан-Франциско, поддерживал инициативу строительства Панамского канала.
Развитие Levi Strauss & Co
К 1880-м гг. Леви Стросс открыл две фабрики в Сан-Франциско и занялся коммерческой стороной ведения бизнеса. Джейкоб Дэвис отвечал за контроль производства. К этому времени джинсы Levi Strauss & Co, выполненные из денима, претерпели некоторые изменения. Клиенты жаловались, что заклепки на задних карманах царапают седло и мебель. Было принято решение заменить их усиленным швом.
В 1884 году умер Дэвид Стерн. Его сыновья Якоб, Зигмунд, Луис и Абрахам — племянники Стросса — присоединились к компании Levi Strauss & Co.
В 1890 году заканчивался срок действия патента. Леви Стросс и Джейкоб Дэвис решили создать отличительную бирку для джинсов собственного производства. Так, в 1886 году появился знаменитый кожаный лейбл с изображением погонщиков, лошади которых, двигаясь в разных направлениях, безуспешно пытаются разорвать прикрепленные к их упряжкам джинсы Levi Strauss & Co. Таким образом логотип подчеркивал прочность брюк бренда.
В 1890 году компания выпустила знаменитую 501-ю модель джинсов, имеющую низкую посадку, кожаный ярлык на поясе, двойную строчку в виде арки и несколько медных заклепок на заднем кармане. Принято считать, что название модели было присвоено по номеру партии денима, из которого были сшиты брюки.
Первые джинсы 501 вместо петель для ремня были оснащены пуговицами — предполагалось, что их будут носить вместе с подтяжками.
В 1885 году Levi Strauss & Co выпустили первые джинсы для велосипедистов.
26 сентября 1902 года скончался Леви Стросс. 28 сентября все воскресные газеты Сан-Франциско вышли с заголовком о его уходе. Чтобы прийти проститься с Леви, владельцы закрыли в этот день свои фирмы. Состояние Стросса было оценено в сумму около 6 миллионов долларов, большую часть которой он завещал Якобу, Зигмунду, Луису, Абрахаму и другим членам семьи. Компания Levi Strauss & Co. перешла по наследству племянникам. По воли своего дяди часть унаследованных денег Якоб, Зигмунд, Луис и Абрахам передали благотворительной организации Bay Area, помогающей малоимущим.
18 апреля 1906 года в Сан-Франциско произошло землетрясение, разрушившее 80% города. В результате стихийного бедствия были уничтожены две фабрики Levi Strauss & Co и главный офис. Компания продолжила выплачивать зарплату рабочим и открыла два временных производства.
В 1908-м компания вышла на рынки Японии, Австралии и Южной Африки. В этом же году скончался Джейкоб Дэвис.
В 1909 году Levi Strauss & Co начали выпускать рубашки и брюки цвета хаки.
В 1912 году была запущена линия детских джинсовых костюмов Koveralls.
В 1918 году компания запустила линию Freedom-Alls, предлагающую джинсовую рабочую одежду для женщин.
В 1928 году Levi Strauss & Co стали представлять одежду под торговой маркой Levi’s.
В 1930-е, в годы Великой депрессии, Levi Strauss & Co сократили рабочую неделю. Чтобы расширить покупательскую аудиторию,
компания стала использовать в рекламе изображение ковбоев. Levi Strauss & Co также заключили контракт с голливудскими студиями на использование брюк Levi’s в кинокартинах-вестернах. Штаны с заклепками до пояса (waist overalls) в Америке стали называть джинсами.
В 1934 году Levi’s выпустили первые женские джинсы. Они были созданы по типу мужской модели 501, только с более прилегающим поясом.
С 1936 года компания стала пришивать на задний правый карман джинсов красную бирку со словом Levi’s.
В годы Второй мировой войны джинсы Levi’s являлись частью формы американской армии. В целях экономии сырья компания не прошивала, а рисовала дугообразные швы на задних карманах брюк. Из-за массовых распродаж излишков с военных складов США после окончания войны джинсы появились в странах Европы.
Популярность джинсов Levi’s
В 1950-х гг. джинсы бренда Levi’s перешли из рабочей одежды в повседневную. Их популярности среди разных слоев населения способствовали актеры и музыканты. В 1947 году Марлон Брандо, одетый в джинсы бренда, дебютировал на Бродвее в спектакле «Трамвай Желание», поставленном по одноименной пьесе Теннеси Уильямса. В 1951-м Брандо снялся в картине «Трамвай Желание» Элиа Казана. Неотъемлемой частью гардероба его героя, Стэнли Ковальски, были джинсы Levi’s 501 и белая футболка. Фильм имел ошеломительный успех, Марлон Брандо был признан секс-символом. Желая выглядеть, как Стэнли Ковальски, мужчины начали покупать джинсы Levi’s. В 1950-е гг. Элвис Пресли неоднократно выступал на концертах в джинсах бренда.
В 1952 году компания основала фонд Levi Strauss Foundation, поддерживающий благотворительные организации и инициативы по борьбе со СПИДом, бедностью, загрязнением окружающей среды и пр.
В 1954 году бренд запустил линию джинсовой одежды для всей семьи.
В 1955 году Levi’s выпустили модель джинсов 505 с замком-молнией.
В конце 1950-х-начале 1960-х гг. Мэрилин Монро неоднократно появлялась в фильмах и носила в жизни джинсы Levi’s. В 1999-м, на аукционе Christie’s, Томми Хилфигерприобрел за 42 550 долларов три пары джинсов с завышенной талией, в которых актриса снималась картине «Река, не текущая вспять» (1954 г.).
В 1961 году Levi’s выпустили зауженную модель саржевых брюк № 514. Они имели 5 карманов и были предназначены для молодых людей. Из-за светлого тона парни называли эти джинсы White Levi’s.
В 1964 году компания запатентовала технологию Sta-Prest, создающую эффект жатой ткани на брюках и рубашках.
К середине 1960-х гг. компания вышла на европейский и азиатский рынки.
В конце 1960-х гг. широкое распространение получил стиль хиппи. Неотъемлемой частью гардероба представителей этого направления стали джинсы.
В 1973 году Levi’s провели конкурс Denim Art Contest. Каждый желающий мог отправить фотографии джинсов и курток с
handmade-дизайном. Лучшие работы были представлены в Американском музее народного искусства.
В 1977 году Levi Strauss & Co были признаны самым крупным производителем джинсовой одежды в мире.
Конкуренция и потери
В 1980-е гг. серьезную конкуренцию Levi’s составили такие бренды, как Calvin Klein, Gianni Versace, Giorgio Armani, Trussardi и Valentino.
В 1980-м и 1984-м гг. Levi’s являлись официальным спонсором Олимпийских игр. Из-за высокой конкуренции в 1984-м компания потратила около 36 миллионов долларов на рекламу своей продукции.
В 1985 году Levi’s запустили рекламный ролик под названием «Прачечная» с участием модели Ника Кеймена. По сюжету видеоролика его герой приходит в прачечную в джинсах бренда, снимает их и кладет в стиральную машинку. Оставшись в нижнем белье, он садится на стул и ждет, когда его вещи постираются. Ролик «Прачечная» стал одной из самых удачных реклам в истории джинсовых марок.
В 1986 году компания запустила дочерний бренд повседневной мужской и женской одежды и обуви Dockers.
В начале 1990-х гг. компания продолжала развиваться и расти. Ее годовой оборот достигал 7 миллиардов долларов.
В 1991 году Levi Strauss & Co. создали «Условия контракта» — первый универсальный набор стандартов для наемных работников по всему миру.
Во второй половине 1990-х гг. в моду вошли широкие штаны, Levi’s же продолжали предлагать узкие джинсы классического кроя. В период с 1996 по 1999 гг. объем продаж компании снизился на 28%.
В 1996 году Levi’s запустили линию Vintage Clothing в стиле исторических коллекций бренда.
В 1999 году журнал «Time» назвал модель джинсов Levi’s 501 самой модной вещью XX века.
Levi’s в XXI веке
В 2002 году, к 150-летию компании, Levi’s выпустили в единственном экземпляре 501-ю модель джинсов, украшенную золотыми заклепками и бриллиантами. Стоимость предмета составила 85 тысяч долларов.
В 2006 году финансовые дела компании стали улучшаться. Годовой оборот Levi Strauss & Co составил 4,2 миллиарда долларов, чистая прибыль – 239 миллионов.
В 2007-м объем продаж компании составил 4,36 миллиардов долларов, Levi Strauss & Co заработали 460 миллионов. В этом же году бренд запустил линию мобильных телефонов. Первой моделью стал Levi`s Phone с 2.0-мегапиксельной камерой и 1.8-дюймовым дисплеем. Его разработкой занималась компания ModeLabs Group.
В 2010 году компания разработала инновационную систему посадки женских джинсов Curve ID. Она была основана на исследовании около 60 000 фигур женщин и с учетом их пожеланий.
В 2011 году Levi’s запустили экологическую джинсовую линию Water. На последней стадии выпуска пары джинсов обычно расходуется 42 литра воды. Бренд разработал модель производства Water<Less, в процессе которого на создание одной пары расходуется на 96 % меньше воды.
В 2012-м бренд Levi’s дебютировал на Неделе моды в Нью-Йорке с мужской и женской коллекцией осень-зима 2012/2013, вдохновленной ремесленниками и их портновским мастерством. В этом же году бренд запустил линию Levi’s Commuter, выпускающую джинсовую одежду для велосипедистов.