Особенности рекламной предметной фотографии
Предметная фотосъёмка — это один из самых актуальных и прибыльных жанров, пользующихся популярностью на современном фотографическом рынке. Сегодня он всё чаще подразумевает создание изображений рекламного характера. Подобные фотографии находят широкое применение на сайтах, в интернет-магазинах, журналах, рекламных макетах, дизайне упаковки товаров, полиграфической продукции и т. д.
Основная задача предметной рекламной фотографии — продемонстрировать предлагаемый товар, максимально подчеркнув все его выигрышные стороны и завуалировав возможные недостатки. То есть создаётся «идеализированный образ предмета» — картинка, взглянув на которую, у потребителя непременно появится желание приобрести рекламируемый продукт.
В связи с этим коммерческая предметная съемка в Москве рекламного характера имеет существенные технические особенности в отличие от обычных художественных предметных фото и натюрмортов.
Фотографу необходимо максимально точно передать основные свойства снимаемого предмета (фактуру, цвет, детали, форму), выбрать наиболее выигрышный ракурс, подчеркнуть объём. В рекламной предметной фотографии, как правило, не допускается нечёткости, размытия, отклонений по экспозиции кадра, засветок, виньетирования, шумов и других артефактов, которые могут легко послужить оригинальным художественным приёмом в творческой съёмке.
Предметная фотография рекламного характера подразумевает максимальное качество изображения, поэтому она потребует от фотографа наличия профессионального оборудования и технического оснащения.
Пример творческой художественной предметной фотографии…
… и коммерческой предметной фотографии для журнала
Я занимаюсь предметной рекламной фотографией более пяти лет. В основном специализируюсь на коммерческой съёмке косметической продукции для онлайн-ресурсов, полиграфии, каталогов и журналов. Также в последнее время приходит много заказов на потоковые съёмки ювелирных украшений для сайтов и интернет-магазинов. Снимаю на Nikon D800. Это полнокадровая фотокамера с высоким разрешением в 36,3 мегапикселя и размером изображения 7360×4912 пикселей, позволяющая получать фотографии с превосходной чёткостью, глубиной и детализацией. Использую в основном объективы Nikon AF-S 85mm f/1.8G Nikkor, Nikon AF-S NIKKOR 24-120MM F/4G ED VR, а также Nikon 105mm f/2.8G AF-S VR Micro-Nikkor. Это макрообъектив с высокой резкостью и минимальным расстоянием фокусировки (0.314 м), что является незаменимым преимуществом при съёмке ювелирных украшений и мелких предметов.
В этой статье я хотела бы поделиться небольшими секретами съёмки рекламных предметных фотографий.
Итак, приступим. Мы получили заказ на рекламную съёмку определённого объекта. Это может быть флакон духов, ювелирное украшение, чехол для телефона или любой другой предмет.
Первое, что мы должны сделать перед тем, как приступить к работе, — максимально уточнить ТЗ (техническое задание на съёмку).
Съёмки рекламных фотографий бывают двух видов: потоковые и имиджевые. Потоковые используются при съёмке товаров для сайтов, интернет-магазинов, буклетов и т. д. В основном это съёмка отдельных предметов на однородном фоне с несложной постановкой света, идентичной и подходящей для съёмки большинства объектов схожих категорий. Такой подход позволяет снимать большое количество предметов за съёмочный день (до 500 единиц), то есть существенно удешевляет процесс. Сложный постпродакшен при таком виде съёмки заказчики обычно не требуют.
В имиджевых съёмках, напротив, необходима предварительная проработка концепции, композиции и деталей кадра, возможно включение в кадр дополнительного реквизита, фонов и фактур. Расстановка света выполняется индивидуально, чтобы наилучшим образом осветить все элементы композиции. Такие съёмки намного более сложные, кропотливые и дорогостоящие, нежели потоковые, и требуют качественного постпродакшена. Количество фото на выходе обычно составляет от 1 до 15 штук. Имиджевые фотографии используются для размещения рекламных макетов в прессе, дизайне баннеров, оформлении сайтов, каталогов, полиграфической продукции и т. д.
В техническом задании должно быть прописано, где планируется использовать фото. Соответственно, должен быть указан формат фотографии: горизонтальный, вертикальный либо квадрат. Желательно, чтобы размеры финального изображения были указаны в пикселях. Тогда вы с самого начала будете понимать, изображение какого размера и детализации вы должны предоставить на выходе. Если это фото флакона 600х600 пикселей для сайта, то вы можете особо не волноваться за мельчайшие детали и пылинки. При таком размере фото их просто не будет видно. Но если потребуется фото максимального разрешения для печати на билборде, тогда вам нужно будет позаботиться о передаче мельчайших деталей, идеальной глубине резкости по всему кадру, а также учесть необходимость последующей кропотливой ретуши микропылинок, изъянов и неровностей фактуры, которые непременно станут видны при крупном масштабе изображения. Учитывая эти особенности, вы сможете изначально рассчитать сложность и время работы, включить это в ваш гонорар.
Пример фото флаконов в размере 600х600 пикселей, которое хорошо будет смотреться на сайте.
При сохранении того же фото в максимальном разрешении (для печати на билборде) становятся видны неровности и дефекты нанесения краски на логотипе, а также микропылинки на флаконе.
Нам потребуется тщательная ретушь для устранения всех недостатков и получения фото флакона с идеально ровной фактурой и чистыми, чёткими надписями.
Второе, что желательно выяснить из ТЗ, это необходимый ракурс съёмки рекламируемого объекта. В съёмке косметики, ювелирных украшений, а также других сферах есть своя специфика постановки рекламируемого объекта в кадре и максимально выгодные и часто используемые ракурсы. Чаще всего их легко проанализировать, проведя поиск по фото аналогичных товаров в интернете. Также вы можете попросить заказчика прислать референсы, то есть примеры фото, которые предполагается взять за основу для предстоящей фотосъёмки.
Один из самых простых способов провести «ресерч» по фото аналогичных товаров — забить в поисковике необходимое слово и пролистать найденные картинки. К примеру, Google предлагает нам множество рекламных фото известных брендов на запрос «mascara». Если проанализировать их, легко выявить, что наиболее популярным ракурсом при съёмке туши для ресниц является снятый строго фронтально закрытый флакон со стоящей рядом щёточкой.
Также необходимо знать, на каком фоне должен быть снят объект. Чаще всего при потоковой съёмке заказчикам требуется фото на белом фоне с последующей обтравкой. Обтравка — замена фона в графическом редакторе на прозрачный либо полностью белый фон без какой-либо информации: цвет RGB 255, 255, 255. Подобные фото актуальны для сайтов, полиграфии, вёрстки полос в прессе. Но иногда необходимы фото с падающими на фон тенями от объектов, отражениями, цветным или фактурным фоном. Эти приёмы чаще используются в имиджевой, а не потоковой предметной съёмке.
После выяснения всех вышеперечисленных деталей мы можем приступать непосредственно к самой фотосъёмке.
Предлагаю начать с самого простого — рассмотреть нюансы съёмки матовых объектов на примере двух флаконов.
Давайте снимем эти продукты на белом фоне «под обтравку» для использования на сайте. Мне потребуется 3 источника импульсного света, синхронизатор, стол, штатив и 2 листа белого пластика. Вместо белого пластика вы можете использовать обычный белый ватман, но я отдаю предпочтение пластику, так как он имеет более ровную и плотную текстуру без заломов и изгибов.
Поочерёдно разместим зелёный флакон Gardex и белый флакон Giorgio Armani на краю плоскости стола, предварительно положив на стол лист белого пластика. Второй лист белого пластика поставим позади стола в качестве фона и разместим за ним источник импульсного света с обычным рефлектором, чтобы светить через пластик на просвет.
Поставим камеру на штатив и продумаем подходящий ракурс и точку съёмки для наших объектов. Одним из наиболее распространённых ракурсов в предметной съёмке различных флаконов является фронтальный. При этом оптическая ось объектива должна проходить строго через центр снимаемого объекта. Такое решение позволяет избежать перспективных искажений в геометрии предмета. Этот ракурс мы и выберем.
Для начала давайте попробуем осветить наши объекты при помощи двух стрип-боксов (специальных насадок на источник света в виде узких прямоугольных софтбоксов), размещённых на одинаковом расстоянии по двум сторонам от камеры.
В данной съёмке я использовала моноблоки мощностью 500 Дж (диапазон регулировки мощности 60 ступеней) со следующими настройками: 2 стрип-бокса на 38 ступени мощности, рефлектор позади пластика на 43 ступени. Камера Nikon D800, объектив Nikon AF-S Nikkor 24-120mm f/4G ED VR. Настройки камеры: ISO 100, выдержка 250, диафрагма f/18, баланс белого — «вспышка». Фокусное расстояние объектива при съёмке — 120 мм.
Ваши настройки могут существенно отличаться, вы также можете использовать серую карту для более точной настройки баланса белого. Но всегда нужно помнить о том, что ISO должно быть минимальным, чтобы избежать появления шумов. Диафрагма должна быть достаточно закрытой, так как в рекламной предметной съёмке нам нужна глубина резкости по всему периметру объекта, а фокусное расстояние объектива должно быть в районе 50-125 мм. В этом случае вы получите наименьшие перспективные искажения снимаемого объекта. При этом мы всегда снимаем в RAW, так как этот формат даёт нам намного больше возможностей для последующей качественной обработки фото в графических редакторах.
Давайте посмотрим на получившиеся фото флаконов. На зелёном флаконе Gardex блики от двух стрип-боксов выявили неровности фактуры на пластике. Их устранение в Photoshop займёт много времени. В целом оба флакона выглядят не слишком сочно и контрастно.
Предлагаю попробовать заменить стрип-бокс слева на обычный рефлектор (с мощностью на 24 ступени). Фото флаконов стали сочнее и контрастнее благодаря более жёсткому источнику света. Но из-за подсветки фона границы объектов немного размыты и засвечены.
Давайте поставим небольшие листы чёрного картона по краям от флаконов, и посмотрим на фото. Границы флаконов стали чётче, а сама картинка выглядит намного ярче и привлекательнее.
Наконец, я хочу попробовать заменить и правый стрип-бокс на обычный рефлектор аналогичный левому (с мощностью на 24 ступени).
На флаконе Gardex разница между новым и предыдущим фото более заметна, чем на флаконе Giorgio Armani. Хотя в обоих случаях добавились контраст и яркость. На этом варианте я и остановлюсь.
Теперь отредактируем наши фото в Adobe Photoshop. Сделаем обтравку изображения на белом фоне (выделим фон при помощи инструментов Magic Wand и Polygonal Lasso, удалим фон и заменим его на белый цвет RGB 255, 255, 255). Немного откорректируем по контрасту и балансу белого с помощью настроек Color Balance, Levels и Curves. Почистим фактуру инструментами Spot Healing Brush Tool и Patch Tool. Добавим резкости, использовав фильтр Unsharp Mask или Sharpen Edges. Готово!
Мы коснулись лишь самых азов, но уже приоткрыли завесу тайны над предметной рекламной фотографией, перейдя от слов к делу. В статье были приведены общие характеристики и рассмотрен лишь один из простейших примеров съёмки матовых объектов. В предметной фотографии используется множество различных технических приёмов, требующих отдельного рассмотрения и изучения. В следующих статьях мы постараемся более детально рассмотреть специфику съёмки объектов с различными фактурами (металл, стекло, глянцевые и отражающие поверхности), представляющие определённую сложность, а также приоткрыть секреты ретуши и постобработки для получения фото «идеальных рекламных объектов».