Техническая информация о консистентных смазках. - Такси №1

Техническая информация о консистентных смазках.

Смазочные материалы широко применяются в современной технике, с целью уменьшения трения в движущихся механизмах. Но существуют узлы и механизмы где невозможно применение жидких смазочных материалов. Именно в таких узлах применяются консистентные или, как их еще называют, пластичные смазки.

Основными областями применения консистентных смазок являются подшипники качения и скольжения, тросы, канаты, шарниры, цепные приводы, открытые и закрытые редукторы. Для таких узлов смазка является первой «линией защиты» от преждевременного износа и выхода из строя.

Находясь в узлах механизмов, консистентные смазки выполняют ряд важных функций. Они смазывают и защищают рабочие поверхности от ржавления и коррозии, снижают износ и трение, защищают от попадания в узлы воды и загрязнений. При этом, в отличие от смазочных масел, они смазывают, в то время когда жидкие смазки вытекают, тем самым, минимизируя расход смазочного материала. Некоторые смазки используются в закрытых узлах «на всю жизнь» и не требуют замены в процессе эксплуатации.

Функции консистентных смазок (инфографика автора)
Функции консистентных смазок (инфографика автора)

В составе консистентных смазок 65-95% от объема занимает базовое масло. Оно обеспечивает функцию смазки и защиту. В качестве базового масла может быть использовано минеральное или синтетическое масло. Как и для всех технических жидкостей, базовое масло является определяющим основные характеристики продукта.

Загуститель составляет 4-25% от объема смазки. Он действует как «губка» для базовых масел и присадок. Загустители можно разделить на мыльные и немыльные, и они, как и масло-основа, влияют на такие свойства конечного продукта, как, например, температурный интервал применения, водостойкость и противозадирные свойства. Мыльные загустители могут быть простыми и комплексными. Комплексные – более стойкие к температурным нагрузкам из-за повышенной температуры плавления. Мыльные (простые и комплексные): литиевые, кальциевые, алюминиевые, натриевые. Некоторые классификации выделяют еще одну группу мыльных загустителей — смешанную. В них, в качестве загустителя, используют смесь мыл. В немыльных загустителях выделяют две группы: органические и неорганические. Немыльные загустители: бентонит, мелкодисперсная кремниевая кислота, полимочевина, политетрафторэтилен (PTFE).

Добавки (присадки и наполнители) необходимы в пластичных смазках для достижения требуемых рабочих характеристик. Они повышают эксплуатационные свойства базового масла. В составе может присутствовать до 10% таких веществ. Из типичных можно выделить противозадирные и противоизносные присадки, антикоррозионные, антиокислительные и адгезионные присадки. Для обеспечения сухой смазки используются наполнители. Например, дисульфид молибдена, графит, соли и оксиды металлов.

Около 95% пластичных смазок изготавливают на минеральных маслах, оставшиеся 5% производят на синтетических – полиальфаолефинах, натуральных и синтетических эфирах, гликолях, силиконовых маслах и других продуктах.

Существует еще 2 группы особых консистентных смазок, о которых стоит рассказать отдельно. Это так называемые смазочные и монтажные пасты. Смазочные и монтажные пасты, по сути, являются пластичным смазками, содержащими большее количество твердых добавок для улучшения их смазочных свойств. Если стандартные пластичные смазки содержат до 10% наполнителей, то смазочные пасты содержат их – от 10 до 40%, а монтажные пасты – свыше 40%. В монтажных пастах наполнитель может также выполнять функцию загустителя.

Пасты применяют в тех случаях, когда обычные масла и пластичные смазки не способны выдержать жестких условий эксплуатации. Смазочные пасты используют в зажимах, линейных направляющих, винтовых и болтовых соединениях, шариковинтовых передачах, подшипниках качения и скольжения, шпинделях, карданных валах, зубчатых соединениях валов, шарнирных опорах, шестеренчатых муфтах.

Области применения монтажных паст следующие: сборка и прессовка подшипников, дисков, болтов и зубчатых колес, приработочное смазывание тяжелонагруженных подшипников скольжения, направляющих и шпинделей с резьбовым соединением; выправка, вытяжка, прокатка, гибка, перфорирование, прессование и штамповка нержавеющей стали, латуни или температурно-нагруженных резьб, помимо этого, пасты облегчают демонтаж фланцевых соединений при высоких температурах.

В настоящее время нет единой для всех паст классификации, так как их разделение по эксплуатационным свойствам или областям применения – задача сложная.

Из-за большого числа возможных областей применения и их различного состава, консистентные смазки классифицируют, разделяя по основным параметрам.

Одним из основных является стандарт DIN 51 502:2006 купить смазочные материалы «Материалы смазочные и аналогичные вещества. Буквенные обозначения смазочных материалов и маркировка емкостей для смазок, смазочных устройств и мест смазки» («Designation of lubricants and marking of lubricant containers, equipment and lubricating points»). Он предполагает следующее обозначение:

KP 3 N-20

где:

K – тип смазки;

P – информация о составе;

3 – консистенция (класс NLGI);

N – максимальная рабочая температура;

-20 – минимальная рабочая температура.

Воспользовавшись таблицами из данного нормативного документа можно получить информацию о той или иной консистентной смазке.

Таблица из DIN51502 (фото из открытых источников)
Таблица из DIN51502 (фото из открытых источников)

Классификация смазок также регламентируется стандартом ISO 6743-9 «Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация. Группа Х (пластичные смазки)» (“Lubricants, industrial oil and related products (class L) — Classification — Part 9: Family X (Greases)»).

Стоит отметить, что российский ГОСТ 28549.9-2013 идентичен именно ISO 6743-9 «Смазочные материалы, индустриальные масла и родственные продукты (класс L). Классификация. Группа Х (пластичные смазки)».

Обозначение по ISO включает

ISO-L-X-CEHB 2

где:

L – класс смазочных материалов;

X – группа смазочных материалов (пластичные смазки);

С – минимальная рабочая температура;

E – максимальная рабочая температура;

H – уровень защиты от коррозии;

B – наличие противозадирных EP-присадок, (А – отсутствие);

2 – консистенция (Класс NLGI).