Что такое IPO, и с чем его едят?
IPO (Initial Public Offering) — процесс предложения ценных бумаг частной компании для продажи широкой публике.
Процесс IPO очень сложен для компании, крайне важно основательно к нему подойти.
После листинга на бирже компания будет обязана публиковать как позитивные, так и негативные новости, оказывающие на нее влияние, за успехом компании на рынке будут наблюдать все экономические агенты, а динамика акций компании будет служить прямым отражением мнения инвесторов об эмитенте (если все супер и показатели растут, инвесторы bullish, но чуть только появляются признаки турбулентности, сразу sell).
Цели IPO?
Здесь стоит упомянуть об одном важном моменте.
Кто продает акции компании? Это эмиссия самой компании (то есть размываются доли текущих акционеров. Называется cash-in), или же акционер продает свою долю на публичном рынке (cash-out)?
В чем разница? В том, кто получит деньги от IPO. Это будет сама компания или же деньги получит акционер? Если же акционер, то у возможных инвесторов возникает вопрос: почему акционер продает свою долю? Верит ли он в бизнес компании, не обладает ли он информацией, которой не располагают инвесторы? Возможно, что инвестор просто захотел конвертировать часть своих акций в деньги для личных целей.
Преимущества выхода на биржу:
1) Приток новых денежных средств для целей будущего развития (в случае эмиссии акций самой компанией)
2) Увеличение рыночной стоимости компании
В большинстве случаев оценка публичных компаний по финансовым мультипликаторам (P/E, EV/EBITDA, P/B — Price to Book Value) выше их частных конкурентов из-за ликвидности акций, наличия информации в публичном доступе и возможности легко определить рыночную стоимость
Логика достаточно примитивна. Что проще продать: один ресторан или акции McDonald’s, у которого и цена акции в каждый момент времени известна, и финансовые показатели в публичном доступе?
3) Цели M&A (Слияния и поглощения)
После вывода на биржу акции, находящиеся в свободном обращении на рынке ценных бумаг, могут использоваться как своего рода валюта для приобретения других компаний.
Вы мне 100% акций вашей компании, я вам 20% своих и никаких прямых денежных затрат.
4) Улучшение имиджа компании
В случае успеха компания может приобрести более широкую известность на рынке, обеспечить узнаваемость бренда и повысить уровень доверия к компании, что, безусловно, хорошо для динамики акций.
5) Мотивация ключевых сотрудников
Компания может способствовать росту мотивации сотрудников, выплачивая бонусы в виде акций (сотрудники хорошо работают, акции компании растут, акции сотрудников также растут, сотрудники богатеют, все в плюсе :)) Детальнее можно ознакомиться здесь.
Шаги IPO?
1) Предварительный маркетинг
Основной формой осуществления предварительного маркетинга является проведение встреч менеджмента эмитента с инвесторами в рамках роудшоу (роудшоу — встреча с потенциальными инвесторами) без обсуждения возможного IPO (Non-deal roadshow). Встречи данного характера обычно проводятся за 1–6 месяцев до IPO.
Андеррайтеры от лица эмитента (андеррайтеры — sell-side банки, оказывающие услуги по преподписке. Проще говоря, помогают создать рынок и предоставляют некоторые платные гарантии. Детальнее можно ознакомиться здесь) могут установить диалог с тремя-пятью наиболее заинтересованными инвесторами за несколько недель до запуска сделки, чтобы обсудить возможное участие в сделке более детально. Данные инвесторы в случае участия в IPO обычно, в рамках поощрения, получают привилегии при аллокации акций (если спрос на акции большой, то заявка таких инвесторов будет исполнена практически в полной мере).
2) Маркетинг аналитиками андеррайтеров после формального объявления намерения о проведении сделки.
В рамках роудшоу аналитики андеррайтеров проводят ряд встреч и конференц-звонков с группой ключевых инвесторов для ознакомления с инвестиционной историей эмитента.
В день публикации аналитических отчетов аналитик каждого андеррайтера проводит брифинг для своих коллег – специалистов по продаже акций.
В то время как инвесторы изучают аналитический отчет и встречаются с аналитиками, специалисты инвестиционно-банковского департамента андеррайтеров проводят подготовку менеджмента эмитента к роудшоу, в рамках чего осуществляется серия репетиций презентации менеджмента.
Если структура сделки предполагает предложение акций розничным инвесторам – физическим лицам, то могут реализовываться специальные маркетинговые мероприятия, нацеленные на привлечение спроса со стороны этих инвесторов.