Холодильные агрегаты для промышленных холодильных камер. На что обратить внимание при покупке?
Любой агрегат для холодильной камеры состоит из трех основных узлов:
- Компрессор — насос, который сжимает и перекачивает хладагент по системе;
- Конденсатор — радиатор, который охлаждает парообразный хладагент и утилизирует тепло из системы.
(Эти два компонента располагаются вне камеры и часто объединяются в один компрессорно-конденсаторный блок.)
- Воздухоохладитель — радиатор, который находится внутри камеры и охлаждает в ней воздух.
Рис.1 Простейший компрессорно-конденсаторный блок
Рис.2 Воздухоохладитель
Между собой все узлы соединяются медным трубопроводом и образуют единую систему, которая управляется микроконтроллером.
В зависимости от задач, мощности и требований к качеству, агрегаты оснащают дополнительными компонентами. Они делают холодильную машину надежной, а ее работу — стабильной.
2. Различия серийных и заказных холодильных агрегатов
В массовом серийном производстве существует два основных типа хладоагрегатов: моноблоки и сплит-системы. Их конструкция максимально упрощена и оптимизирована таким образом, чтобы покрывать большую часть потребностей покупателей за минимальную цену.
Рассмотрим пример: Сплит система Intercold LCM 324 — низкотемпературная холодильная установка для холодильной камеры для камер на 25 кубических метров.
Состав компрессорно-конденсаторного блока минимален:
- герметичный компрессор;
- микроканальный конденсатор;
- вентилятор обдува;
- фильтр-осушитель;
- сдвоенное реле защиты по высокому и низкому давлению (типа «таблетка»).
Рис. 3 Состав блока
В щите управления мы видим:
- вводной автомат;
- магнитный пускатель компрессора;
- магнитный пускатель оттайки воздухоохладителя;
- защитное тепловое реле;
- микроконтроллер.
Рис. 4 Щит управления
Конфигурация скудная. Но сплит система прекрасно справляется со своими задачами в большинстве случаев.
Заказные холодильные агрегаты дополнительно имеют ресивер, запорные вентили, монитор напряжения, РНПП, аналоговые реле защиты по давлению, регулятор скорости вращения вентилятора конденсатора, смотровые окна, манометры, шумоизоляцию и т.д.
Каждый компонент ставится с конкретной целью — предотвратить поломку, увеличить срок службы, упростить обслуживание. Но все они стоят дорого, а рентабельность их установки посчитать невозможно.
Если выражаться метафорично, каждая опция — это ваш страховой взнос. А произойдет страховой случай или нет — неизвестно.
Тут можно провести аналогию с автомобилем: в одном есть двигатель, руль и сиденье, в другом еще подушка безопасности, АБС и навигатор. Оба могут доставить вас из пункта А в Б. Но на втором будет безопаснее и комфортнее.
То есть серийные холодильные агрегаты отличаются от заказных тем, что последние проектируют и собирают с тем количеством опций и дополнений, которые требуются на конкретном объекте.
3. Возможные опции для холодильных агрегатов
Рис. 5
- Ресивер хладагента — резервуар, служащий для сбора хладагента.
Обеспечивает:
- равномерное поступление хладагента к воздухоохладителю;
- возможность сбора хладагента во время ремонта машины.
Его наличие минимизирует риск сбоя работы холодильного комплекса как во время штатной ситуации, так и в случае изменений параметров окружающей среды.
Обязателен, если в системе используется ТРВ или трасса больше 15 метров.
2. Датчик уровня хладагента.
Предупреждает о недостаточном количестве фреона в холодильной системе (например, при утечке).
3. Реле защиты по низкому и высокому давлению.
Защищает компрессор аномально высокого или низкого давления. Бывают настраиваемые и «таблеточного” типа с предустановленными настройками.
4. Манометры или датчики давления.
Используются для визуального контроля давления в системе. Упрощают обслуживание.
5. Смотровое стекло.
Предназначено для контроля возникновения аномалий в работе холодильной установки:
- недостаточное количество хладагента в системе;
- высокие потери давления на фильтре, осушителе или частичная закупорка трубопровода;
- слишком большая разность уровней между конденсатором и регулятором, требующая повышения степени переохлаждения жидкого хладагента;
- значительный теплоприток к жидкостному трубопроводу, проложенному в местах, где окружающая температура выше температуры конденсации.
6. Маслоотделитель.