Как выгодно продать готовый бизнес: пошаговая инструкция
Предпродажная подготовка — это не только про автомобиль, но и про компанию. Чтобы подороже или поскорее продать готовый бизнес, надо навести порядок в документах, разобраться с активами, назначить адекватную цену и найти покупателя.
Наша пошаговая инструкция поможет организовать продажу бизнеса без нервов и возможных рисков.
Шаг 1. Подготовьте отчётность
Соберите всю отчётность и проанализируйте текущее состояние дел. Очень часто на этом этапе возникают трудности, так как большинство небольших и средних компаний не ведут отчётность, которая не уходит в налоговую.
Если у бизнеса нет отчётности, стоимость компании резко снижается. Иногда снижение доходит до 90%.
Для продажи соберите информацию как минимум за последний календарный год:
- оборот;
- чистая прибыль;
- фонд оплаты труда;
- данные о клиентском пути: как клиенты о вас узнают, какие этапы проходят, сколько стоит заявка и продажа;
- финансовая отчётность, например выписка с эквайринга;
- расходы по категориям: аренда, закупка материалов или сырья, расходы на интернет-сервисы и так далее.
Все расходы и доходы необходимо подкреплять бумажными документами, например банковскими выписками и чеками, налоговыми выписками. Если какие-то расходы подтвердить не удастся, стоимость бизнеса будет ниже.Как ИП на УСН 6% отчитаться за год
Алексей Григорьев, бизнес-брокер в индустрии красоты
«Я всегда советую своим клиентам подготовить всю необходимую отчётность заранее, то есть вести учёт доходов и расходов как минимум последние полгода-год. В идеале это должен быть отчёт о прибылях и убытках (P&L). Из такой таблицы видно, какие доходы и расходы были в каждом месяце и сколько составила чистая прибыль до вычета налогов. На эти показатели смотрит любой покупатель».
После того как вы собрали всю необходимую информацию, её нужно визуализировать. Постройте графики, сделайте фото и положите всё это в одну папку или презентацию. Так большие массивы данных будет проще показать потенциальному покупателю.
Александр Мельников, бизнес-брокер
«Чтобы привести отчётность в порядок, потребуется примерно 20 часов чистого времени. Это можно сделать самостоятельно, например с помощью CRM-системы. Альтернативный путь — поручить подготовку отчётности бизнес-брокеру или стороннему консультанту. Стоимость такой услуги начинается от 15 000 рублей, а при работе с бизнес-брокером входит в стоимость комиссии после продажи».
Так выглядит отчёт о прибылях и убытках (P&L), часть 1
Так выглядит отчёт о прибылях и убытках (P&L), часть 2
Шаг 2. Соберите документы о регистрации
Учредительные документы для сделки зависят от того, какая у бизнеса организационно-правовая форма — ИП или ООО.ИП или ООО: в чём разница и как зарегистрировать
ИП. В этом случае готовить и передавать учредительные документы не надо: покупатель не сможет использовать данные другого ИП и не будет проверять ваши учредительные документы. Он просто зарегистрирует новое ИП на себя.
Быстро открыть ИП можно в Точке. Мы подготовим нужные документы и поможем выбрать систему налогообложения. Платить госпошлину и ходить в налоговую вам не нужно.
ООО или другая компания. Новому собственнику компании надо передать следующие документы:
- устав;
- свидетельство о регистрации;
- ИНН;
- выписка из ЕГРЮЛ;
- список участников;
- решение или протокол собрания учредителей о продаже доли.
Шаг 3. Разберитесь с активами
Обычно вместе с бизнесом передаются все активы. К ним относятся:
- сайт;
- аккаунты в социальных сетях;
- интеллектуальные права на название, логотип, фотографии и другой контент;
- клиентская база;
- база контрагентов с контактами поставщиков, посредников, партнёров;
- товарные остатки;
- оборудование.
Иногда вместе с бизнесом передают помещение, если оно не в аренде. Но, как правило, собственники помещения предпочитают выйти из бизнеса и просто получать ренту.
Все активы необходимо правильно подготовить к передаче. Составьте список активов, оцените активы по отдельности, соберите пароли и сопровождающие документы.