ПРОЦЕСС ВЫТАСКИВАНИЯ И ЭВАКУАЦИИ ЗАСТРЯВШЕГО АВТОМОБИЛЯ, СПОСОБЫ УВЕЛИЧЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ С ГРУНТОМ ИЛИ УМЕНЬШЕНИЯ УДЕЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ НА ГРУНТ.
Процесс вытаскивания и эвакуации застрявшего автомобиля связан с обеспечением перемещения застрявшего или поврежденного объекта. И в общем случае предусматривает преодоление сил сопротивления движению (при вытаскивании или транспортировании) за счет прикладываемого средствами эвакуации тягового усилия.
Процесс вытаскивания и эвакуации застрявшего автомобиля, способы увеличения сцепления с грунтом или уменьшения удельного давления на грунт.
На объект эвакуации могут действовать лобовые Rл и касательные сопротивления грунта Rт, сопротивление подъему Ri. А также очень незначительное сопротивление сил инерции Rj и воздушной среды Rw.
Схема сил сопротивления движению объекта эвакуации.
Чтобы правильно выбрать средства эвакуации, необходимо по результатам:
— Осмотра объекта.
— Оценки его технического состояния.
— Сложности застревания или степени повреждения.
А также условий выполнения эвакуационных работ, определить ориентировочно величины сил сопротивления перемещению (движению) объекта и тягового усилия, развиваемого средством эвакуации.
Для вытаскивания и эвакуации застрявшего автомобиля необходимо, чтобы тяговые возможности средств эвакуации были достаточными для преодоления сил сопротивления перемещению (движению) объекта. При этом должны применяться наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, способствующие снижению сил сопротивлению перемещению объекта. А также приспособления для увеличения тягового усилия и обеспечения возможности его реализации по условиям сцепления средств эвакуации с грунтом.
В том случае, когда величина предельного тягового усилия средства эвакуации достаточна для вытаскивания или транспортирования объекта, но ее реализация по условиям взаимодействия с дорогой (грунтом) не обеспечена, применяют различные способы увеличения сцепления средств эвакуации застрявшего автомобиля с поверхностью дороги (грунта) или уменьшения удельного давления на нее.
Для повышения сцепления средств эвакуации с поверхностью дороги применяют:
— Шины с рисунком протектора повышенной проходимости.
— Цепи противоскольжения для одинарных и сдвоенных колес.
— Установку дополнительного грунтозацепа (шпоры).
— Ромбовидные и прямые противобуксовочные колодки и т. п.
— Упоры, сошники, анкеры.
Уменьшения удельного давления на поверхность дороги (грунта) можно достичь, применяя:
— Шины низкого давления, широкопрофильные и арочные шины или уширенные гусеницы.
— Средства эвакуации с централизованной системой регулирования давления в шинах.
— Колейные мостики, фашины, колейные дорожки, настилы, маты, щиты и другое.
Принципиальные схемы простого и сложного полиспаста.
Схема применения стрелы-двуноги при вытаскивании застрявшего автомобиля.
Применение рычага для вытаскивания застрявшего автомобиля.
Если тягового усилия одного средства эвакуации недостаточно для вытаскивания или транспортирования объекта, то оно может быть увеличено:
— Путем применения двух или нескольких средств эвакуации.
— Использования простых и сложных полиспастов. Увеличивающих тяговое усилие пропорционально их передаточному отношению (кратности) с учетом коэффициента полезного действия.
— Применения стрелы-двуноги или рычагов.