Банкротство умершего гражданина: доведет ли управляющий процедуру до конца
Возможно, фраза «банкротство умершего человека» звучит для вас сюрреалистично и даже немного пугающе. Но на самом деле все обстоит прозаичнее. Конечно, банк не будет выкапывать умерших заемщиков, и призывать их к ответу, тревожа здоровый сон судей.
Речь идет о случаях, когда человек умирает непосредственно в процессе процедуры признания неплатежеспособности. Увы, но такое тоже происходит. Процедура банкротства длится 8-11 месяцев, а порой затягивается и на годы. В это непростое время иногда случаются трагические эксцессы — они же и разворачивают дело на 180 градусов от исходного.
Как работает процедура банкротства в случае смерти человека?
Таинственное сочетание банкротства и смерти возможно в следующих ситуациях:
- Человека начали банкротить еще живым, но он умер в разгар судебного процесса.
- Должник умер, но у него остались обязательства, по которым и возникла необходимость открыть процедуру. Хочешь или не хочешь, а понять, что сделать с долгами, кредиторам — необходимо.
С живыми физ. лицами все понятно: по правилам, претендовать на банкротство вправе: сам должник, лица, которым он задолжал, и государственные органы (ФНС).
Но как быть с мертвыми физ. лицами, если у них остались незавершенные дела на земле? В судебной инстанции применяется уже другой подход.
Ходатайствовать обязаны:
- нотариус;
- финуправляющий.
Разумеется, они вмешиваются, когда им стало известно о смерти человека.
Скажем честно, что банкротство умершего гражданина — это не тот случай, за который с удовольствием берутся финансовые управляющие. И дело не в дележе наследства и не в предрассудках. Проблема в статусе наследства банкрота. Оно как бы зависло между умершим банкротом, его наследниками и кредиторами. И часто в реестрах возникает путаница.
Например, финуправляющий пишет в Росреестр письмо с требованием наложить ограничения на квартиру умершего человека, так как она должна войти в конкурсную массу. А Росреестр отказывает, ведь человек умер, нотариальное дело открыто, наследники заявляют о своих правах. Ибо жилье — это точно не то имущество, от которого откажутся наследники. И у финуправляющего возникает много головной боли.
Конечно, если смерть произошла в ходе процедуры банкротство умершего физического лица наследодателя, то финуправляющий не откажется довести дело до конца. А вот того специалиста, кто возьмется возбуждать и вести дело уже после смерти должника, чтобы его имущество «не утекло» к кредиторам — еще придется поискать. Умерший банкрот — это всегда бюрократические проволочки и затягивание процедуры признания несостоятельности на долгие месяцы.
Также существует законодательная инструкция на случай кончины в различных процедурах:
- Если смерть наступила в процессе реструктуризации долгов. Процедуру немедленно завершают, и суд вводит реализацию имущества. Это продиктовано здравым смыслом — умерший человек уже не сможет восстановить свою платежеспособность.
- Если смерть наступила в процессе реализации имущества. Процедуру банкротства на этом не прекращают, она длится до логического конца.
Также при смерти должника меняется круг лиц, которые вправе заявить о банкротстве покойного:
- кредиторы: банки, МФО и другие лица с неисполненными обязательствами; наследники, которым досталось имущество покойного;
- уполномоченный орган — ФНС.
При подаче такого заявления инициаторы процедуры обязательно указывают, что речь идет о банкротстве покойного. Также нужно подать подтверждающие документы.
Можно ли обанкротить умершего гражданина? Ответ утвердительный.
То есть право на банкротство со смертью должника не прекращается. Если человек умирает в процедуре или после нее — это не повод забыть о признании его несостоятельным лицом.
Но почему? Почему российское законодательство в этом плане напоминает греческие мифы, где после смерти начинаются бурные страсти? Почему покойных не отпускают с миром, а дальше продолжают судить судом земным?
Дело в кредиторах. После смерти люди, как правило, оставляют имущество. И если у человека были задолженности, то, по справедливости, необходимо удовлетворить претензии кредиторов и закрыть земные счеты.