Антиквары, а не старьевщики: что такое реставрация и чем она отличается от ремонта
Как это ни парадоксально звучит, старый автомобиль – это всегда удел обеспеченного автомобилиста. Ведь на его содержание с учетом непрогнозированных поломок приходится тратить куда больше денег, чем на обслуживание новой гарантийной машины. Тем не менее у нас машина в возрасте более 20 лет считается уделом тех, кому просто не хватает на новую. И совершенно напрасно: иногда владельцем по-настоящему старого автомобиля является по-настоящему богатый человек. А идеальное техническое и визуальное состояние его собственности объясняется просто: машина прошла через цикл реставрационных мероприятий. Или, как вариант, осталась навсегда так называемой капсулой времени. Сегодня мы будем разбираться в том, почему ремонт автомобиля и его реставрация в чем-то похожи, но на практике часто противоречат друг другу, преследуя совершенно разные цели.
Истоки: эхо войны
Старых машин у нас хватало всегда. Сначала это были трофейные иномарки самых разных мастей, изрядно потрёпанные километрами фронтовых дорог. Латаные-перелатаные, они потом еще довольно долго трудились в различных организациях и коммунальных хозяйствах, изредка являясь собственностью частного автовладельца.
По мере износа и вследствие длительной «эксплуатации», как писали в довоенной прессе, они превращались в этаких автомобильных «чудовищ Франкештейна» с помощью не совсем и не всегда подходящих деталей от совершенно другой техники, в том числе и от грузовиков.
Явно нештатные колёса, клиренс или решетка радиатора намекают на то, что эти довоенные Мерседесы подвергались неоднократному техническому «тюнингу по необходимости»
Разумеется, к реставрации автомобиля это не имело никакого отношения, а сохранить аутентичность подобного транспорта никто и не пытался. Неудивительно, что «трофеи» вышли из употребления достаточно быстро, практически исчезнув с советских улиц за два послевоенные десятилетия.
После двух лет работы в одном из московских гаражей он купил по случаю такой старый автомобиль, что появление его на рынке можно было объяснить только ликвидацией автомобильного музея. Редкий экспонат был продан Козлевичу за сто девяносто рублей. Автомобиль почему-то продавался вместе с искусственной пальмой в зеленой кадке. Пришлось купить и пальму. Пальма была еще туда-сюда, но с машиной пришлось долго возиться: выискивать на базарах недостающие части, латать сиденье, заново ставить электрохозяйство. Ремонт был увенчан окраской машины в ящеричный зеленый цвет. Порода машины была неизвестна, но Адам Казимирович утверждал, что это «Лорен-Дитрих». В виде доказательства он приколотил к радиатору автомобиля медную бляшку с лорендитрихской фабричной маркой.И.Ильф, Е.ПетровЗолотой телёнок
Справедливости ради отметим, что и новые физически автомобили производства СССР являлись новыми разве что с точки зрения года выпуска, но не разработки. Ведь и грузовики Fiat, ставшие нашими АМО, и парочка Фордов, превратившихся в ГАЗ-А и ГАЗ-М1 соответственно, и довоенный Opel, более известный как послевоенный Москвич, не относились к последнему слову техники.
Вплоть до распада СССР в стране существовало железобетонное правило: автомобиль эксплуатируется до тех пор, пока к его металлическому остову можно приладить любую мало-мальски подходящую деталь, сохраняя его способность к передвижению. При этом, в отличие от стран Африки, «реставраторы» старались сохранить более-менее опрятный внешний вид. По этому же принципу вот уже 60 лет поддерживают работоспособность доставшихся «по наследству» машин жители полуострова Куба.
Начиная с конца семидесятых годов эта сохранившаяся в виде «вынужденных кастомов» разношерстная техника иногда появлялась на улицах советских городов – например, в рамках «Парада ветеранов» или во время пробегов, посвященных «Дню автомобилиста и дорожника». И если дожившие до тех дней ветераны Великой отечественной войны могли узреть несоответствие, то для остальных зрителей, особенно младшего школьного возраста, невиданные доселе машинки представляли большой интерес.
Клубы по интересам и два Rolls-Royce Ленина
Важную роль в популяризации старинных машин и формирования понятия «антикварный», а не просто старый автомобиль, сыграли автомобильные клубы, первые из которых возникли в Прибалтике. Это Клуб Антикварных Автомобилей ААК в Латвии (год основания – 1972), клуб «Редува» в Литве (1974) и эстонский клуб «Уник» (1976).
Однако наиболее известной стала Секция АвтоМотоСтарины при Московском городском клубе автомототуристов МосГКАМТ, открывшаяся в 1975 году. Интересно, что впоследствии аббревиатуру стали расшифровывать как «Следопыты АвтоМотоСтарины» из-за того, что клуб поменял свою ведомственную принадлежность, став общественной организацией. Его члены, являвшиеся владельцами преимущественно довоенных автомобилей иностранного производства, старались сохранить их аутентичность всеми доступными способами и не эксплуатировали свои машины в качестве утилитарных транспортных средств, а использовали их для выездов на парады, смотры и выставки, регулярно проходившие с середины семидесятых вплоть до распада СССР.