Банкротство физических лиц под ключ
Федеральным законом от 26 октября 2002 года №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» предусмотрено два случая, в которых гражданин может подать соответствующее заявление.
- Добровольное банкротство, когда должник имеет право самостоятельно инициировать процедуру признания его финансово несостоятельным гражданином. Размер долга в этом случае не регламентируется, достаточно наличия обстоятельств, свидетельствующих о неплатежеспособности:
- выплаты кредиторам просрочены не менее чем на месяц, а сумма просрочки составляет более 10% от суммы долга;
- оценочная стоимость имущества должника не превышает сумму долга[1].
- Обязательное банкротство. Если гражданин не платит по финансовым обязательствам более трех месяцев, а общая сумма долга превышает 250 000 рублей, закон обязывает его подать заявление о признании банкротом в срок не позднее 30 рабочих дней с того дня, когда ему стало известно о невозможности рассчитаться по долговым обязательствам[2].
На заметку
Подать иск о банкротстве должника по закону могут также государственные службы, такие как ПФР, ФСС, ФНС, и его кредиторы.Списание долгов: как физическому лицу законно избавиться от кредитов?Способы списания долгов, их особенности, плюсы и минусы и требования к заемщикам.
Чтобы арбитражный суд рассмотрел дело о признании гражданина банкротом, потребуется не только подать заявление, но и подготовить целый пакет документов заранее. Их стандартный перечень включает:
- паспорт, СНИЛС, ИНН;
- опись имущества должника (движимого и недвижимого);
- подтверждение права собственности;
- перечень кредиторов и должников с подробными сведениями о них;
- подтверждение финансовой несостоятельности — копии договоров с кредиторами, долговые расписки, выписки со счетов и тому подобное;
- выписку из реестра предпринимателей, подтверждающую или опровергающую принадлежность к ИП и учредителям юрлица;
- справки 2-НДФЛ (за три года);
- справки из ГИБДД, ГИМС МЧС, Росреестра, Гостехнадзора;
- квитанции об оплате госпошлины и внесении судебного депозита.
При наличии обстоятельств в пакет также входят:
- документы о совершении сделок, сумма которых превышает 300 000 рублей (за три года);
- свидетельство о браке или свидетельство о разводе/постановление суда о разделе имущества;
- справка из службы занятости о статусе безработного;
- медицинское заключение о признании гражданина нетрудоспособным.
Если документы в порядке и должник соответствует требованиям законодательства, то в течение месяца с момента подачи заявления будет проведено первое заседание суда. Пока проходит процедура банкротства физических лиц под ключ должник пользуется некоторыми послаблениями, в частности, он получает отсрочку по платежам кредиторам, а на начисление штрафных санкций накладывается запрет. Этапы банкротства организует не сам должник, а специально назначенный финансовый управляющий, выполняющий функции посредника между гражданином, кредиторами и судом.
Если по итогам процедуры суд признает, что в ближайшем времени по объективным причинам человек не может восстановить свою кредитоспособность, последний объявляется банкротом. В итоге его долги могут быть полностью списаны, реструктурированы или частично погашены в ходе процедуры путем реализации имущества. При этом, согласно определению Верховного суда РФ, отсутствие дорогостоящего имущества не является препятствием в списании долгов.
Сведения о банкротстве должны быть внесены в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (ЕФРСБ) и находиться в открытом доступе.Закон о банкротстве физических лиц: что нужно знать?Что такое банкротство физических лиц, в чем смысл, особенности и последствия этой процедуры. Плюсы и
На что придется потратиться?
Как уже упоминалось, процедура банкротства требует ощутимых расходов, поэтому, прежде чем начинать ее, рекомендуется составить приблизительную смету и сопоставить величину издержек с размером имеющегося долга. Все предстоящие издержки можно разделить на три группы.
- Досудебные. Прежде всего за подачу заявления в арбитражный суд необходимо уплатить госпошлину в размере 300 рублей. Кроме того, понадобится внеси судебный депозит на оплату фиксированного вознаграждения финансовому управляющему — 25 000 рублей, а также комиссию за внесение — 750 рублей. Расходы на назначение нужного управляющего составят от 2500 до 10 000 рублей. Но и это далеко не все, ведь чтобы убедить арбитражный суд в необходимости банкротства, недостаточно подать одно только заявление — придется приложить целый пакет подтверждающих документов (их список смотрите выше). Обычно за оформление каждой справки или выписки предусматривается плата, так что на досудебные расходы имеет смысл заложить около 30 000 рублей.
- Судебные. В ходе процедуры суд может счесть необходимым приглашение для консультации специалистов или экспертов, что в среднем увеличит расходы на 10 000 рублей (такое, впрочем, бывает крайне редко). К этой же группе издержек относят и почтовые расходы, поскольку в ходе арбитражного процесса обязательна отправка письменных уведомлений его участникам — телефонных звонков или сообщений на электронную почту в этом случае недостаточно. Даже в самом простом случае, не требующем участия экспертов, на почтовые расходы придется потратить примерно 4000 рублей.
Публикация сведений о банкротстве — еще одна статья расходов. Во-первых, потребуется опубликовать информацию в газете «Коммерсантъ». Если заявление гражданина суд признает обоснованным и сразу вводит процедуру реализации имущества, то достаточно одной такой публикации, а при двух процедурах — реструктуризации долгов и реализации имущества — соответственно, необходимо две публикации. Средняя стоимость каждой из них составляет порядка 10 500 рублей[4].
Во-вторых , потребуется оплатить внесение сведений о банкротстве в ЕФРСБ. Количество публикаций зависит от числа кредиторов, стоимость каждого сообщения составляет 600 рублей[5]. - Иные расходы. В эту статью входит оплата транспорта, телефонных переговоров, банковских услуг и прочего. В среднем на такого рода расходы за время всей процедуры придется отдать не менее 3000 рублей.
В результате, минимальная стоимость процедуры банкротства физического лица составляет примерно 45 000–50 000 рублей. Итоговая стоимость зависит от конкретной ситуации, в частности, от суммы долга: чем он крупнее, тем сложнее его списать, а следовательно, тем больше потребуется затрат.