Биллинг — сердце сети интернет-провайдера
Все мы оплачиваем услуги связи — Интернет, IP-телефония, интерактивное ТВ, сотовая связь и прочее. Кто производит расчеты, как учитываются пожелания пользователей о выбранных тарифных планах и как провайдер отвечает за эти данные — будем разбираться.
Сердцем сети провайдера принято считать биллинг. Из определения: интернет биллинг — комплекс процессов и решений на предприятиях связи, ответственных за сбор информации об использовании телекоммуникационных услуг, их тарификацию, выставление счетов абонентам, обработку платежей. В документах Министерства связи РФ вместо понятия биллинг используется термин «автоматизированная система расчетов» — АСР. С 2003 года биллинговая система стала частью сети на законодательном уровне. Принятый федеральный закон ввел понятие биллинговых данных, которые включают следующую информацию:
- Фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина.
- Наименование (фирменное наименование) абонента — юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица.
- Адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования.
- Является ли пользователь юридическим лицом.
- Абонентские номера и другие данные, позволяющие идентифицировать абонента или его оконечное оборудование.
- Дата заключения договора, подключения, перечень предоставляемых услуг с историей тарифных планов для каждой услуги.
- Баланс лицевого счета и как он пополнялся, когда и в каком размере, а также списания.
- Протоколирование доступа — какой IP-адрес был выдан клиенту и куда производился доступ; на какой номер осуществлялся вызов (для телефонии).
- Взаимодействовать с оборудованием BRAS для динамического управления параметрами сессий клиентов (изменение скоростных политик, ISG-сервисов, ограничение доступа).
- Взаимодействовать с инфраструктурой классической и IP-телефонией, предоставляя возможность постоплатной тарификации — тарификация по факту вызова. Модули АСР для IP-телефонии позволяют управлять маршрутизацией вызовов.
- Взаимодействовать с инфраструктурой IPTV — CAS и middleware, а также интегрироваться с ТВ- и видеосервисами.
- Организовывать программную инфраструктуру для сетей Wi-Fi.
- Создавать гибкие настройки тарифных планов и группировать услуги.
- Вести детальный учет лицевого счета пользователя с возможностью создания срезов за определенный период.
- Формировать квитанции об оказанных услугах для последующей оплаты.
- Предоставлять пользователю возможность самостоятельно контролировать и менять тарифный план, подключать услуги, а также получать детальные выписки по состоянию лицевого счета.
- Предоставлять пользователю возможность оплаты услуг с помощью платежных систем и банковскими картами.
- Вести учет заявок и наряд-заказов для технических подразделений.
- Организовывать шаблонное заполнение договоров с прикреплением к ним необходимой документации.
- Организовывать доступ к биллинговой информации для государственных служб.
- мониторинг состояния оборудования;
- составление карты сети;
- инвентаризация активного, пассивного, находящегося в работе, в ремонте или на складе оборудования;
- интеграция с системами ЖКХ для включения счета за услуги интернет-провайдера в общий счет за услуги ЖКХ.