Частные школы в России
Основное отличие частного учебного заведения от государственного в том, что первое принадлежит конкретному предпринимателю и не финансируется из средств бюджета, а содержится за счет денег, которые родители платят за образование своих детей. Таким образом, с юридической точки школа выступает исполнителем, а законный представитель ребенка – заказчиком образовательных услуг, и их взаимоотношения регулирует ФЗ «О защите прав потребителей». Значит ли это, что у владельца негосударственного учебного заведения с педагогической точки зрения полностью развязаны руки? Нет, поскольку закон «Об образовании в РФ» он тоже соблюдать обязан, то есть ученики частной и государственной школ обладают абсолютно одинаковыми правами.
Что это значит практически: администрация не вправе отчислить ребенка по собственному желанию – только за серьезное нарушение дисциплины или систематическую неуспеваемость, причем подростку при этом должно быть не менее 15 лет; учебная программа должна соответствовать государственному стандарту (ФГОС); по окончании 9 и 11 классов ребята сдают соответственно ОГЭ и ЕГЭ и получают аттестаты; при необходимости родители вправе перевести ученика в обычную (государственную) школу, получив при этом личное дело ребенка и задокументированные сведения о его успеваемости. Все права и обязанности сторон образовательного процесса в небольшой статье перечислить сложно, но и необходимости в этом нет.
Достаточно знать, что любое частное учебное заведение обязано действовать согласно вышеуказанным законам. Преимущества Образовательные услуги обходятся родителям недешево, так есть ли смысл тратиться? Безусловное достоинство частных школ – отличная материальная база (хороший ремонт, учебные лаборатории, компьютеры) и классы всего по 10–15 человек, что дает возможность уделять достаточно внимания каждому ребенку в отдельности. Эти преимущества – самые очевидные, но не единственные. Важно и то, что каждая частная школа уникальна и несет в себе некую заложенную основателем идею. Она может выражаться в облике самого здания, в принципах отбора преподавателей и организации педагогического процесса, а также в разнообразии дополнительных программ. Кроме того, многие частные средние школы – профильные, то есть имеют определенный уклон: экономический, лингвистический, математический и так далее.
Государственные учебные заведения иногда тоже отличаются определенной направленностью, но стоит понимать, что если ваш ребенок проявляет ранний интерес, например, к биологии, а в вашем районе школы с подобным профилем нет, то у вас могут возникнуть сложности с поступлением, поскольку на обучение в частной школе за счет бюджета детей принимают в первую очередь по месту жительства. В частном секторе подобных ограничений нет, хотя в любом случае стоит принять во внимание и то, насколько удобно будет ребенку ходить либо ездить на занятия. Отдельно стоит упомянуть о школах, нацеленных на работу с одаренными детьми. В государственной системе подобные учебные заведения найти трудно, если вообще возможно. Понятно, что в рамках стандартной программы ребенку с выдающимися способностями будет «тесно», поэтому родителям вундеркиндов остается только искать платную школу, если они, конечно, не хотят загубить талант сына или дочери на корню. Новаторство Трудно отрицать, что государственная система общего образования у нас в стране давно устарела и требованиям времени во многом не отвечает. Реформировать ее то и дело пытаются, но лишь с переменным успехом.
Так или иначе, современные школы используют, по сути, советские и сугубо традиционные педагогические технологии. В частном секторе инертность заметно ниже, поскольку у владельцев учебных заведений могут быть свои взгляды на образовательный процесс, и они вправе организовать его так, как им заблагорассудится, если это не противоречит закону. Родителям же остается лишь выбрать такую педагогическую модель, которая будет соответствовать их собственным воззрениям и предрасположенностям ребенка. Взять, к примеру, знаменитое вальдорфское образование, не менее известный метод Монтессори или систему Занкова. Хоть они и появились далеко не вчера, но до сих пор служат интересными альтернативами стандартизированному обучению. Если же родителей интересуют именно современные, передовые подходы к образованию, то и в этом случае достойные варианты они найдут, особенно если живут в Москве. К слову, около 30% российских частных средних школ находится именно в столице, еще приблизительно 10% – в Санкт-Петербурге и лишь оставшиеся 60% распределены по другим частям страны.