Что такое брендинг?
Понятие брендинга и его концепция появилась и начала активно входить в практику компаний с развитием конкуренции. Из чего же состоит это направление деятельности и зачем нужен брендинг?
Понятие бренда и брендинга тесно связаны. Наверное, не раз, как обыватель, вы обращали внимание, что в выброшенной и смятой банке красного или синего цвета вы легко узнаёте марку газированного напитка, а, встречая желто-черные горизонтальные полоски, вы вспоминаете о соответствующем операторе связи. Это происходит машинально, вы даже не напрягаете память. Занять место со своей торговой маркой в голове потребителя — это то, к чему стремятся многие компании.
Понимание открывающихся возможностей, которые предоставляют бренды, приводит к тому, что к ним прибегают практически во всех сферах человеческой деятельности. Существующие виды брендинга просто поражают фантазию. Его используют не только крупные компании, но и представители среднего и малого бизнеса. Его в равной степени активно используют как предприятия из потребительского сектора, имеющие дело с широким кругом покупателей, так и компании, которые работают в сфере В2В (бизнес для бизнеса).
Понятие брендинга прокладывает себе дорогу в смежные сферы. Брендирование набирает силу не только в продуктовом предложении, но и в политике, спорте, искусстве, предприятиях некоммерческого сектора. К технологии брендинга прибегают также для управления человеческими ресурсами в организациях, развития стран и территорий и персонального продвижения специалистов, экспертов, предпринимателей.
Из чего состоит это направление деятельности и зачем нужен брендинг? Предлагаем разобраться в этом вопросе в данной статье.
Что такое брендинг?
Исторически так сложилось, что процессы и инструменты компаний создавались и развивались в западных странах. Поэтому вся используемая терминология в маркетинге и менеджменте имеет англоязычное происхождение.
В первую очередь разделим понятие бренда и брендинга. Не трудно заметить, что данные слова имеют общий корень. Термин бренд (brand) определяет наличие определенных ассоциаций функционального, графического, эмоционального или любого другого происхождения в сознании целевой аудитории торговой марки коммерческого продукта. Как видно из определения, бренд существует только в головах потребителей.
В слове брендинг (branding) есть окончание -ing, наличие которого свидетельствует о том, что данное существительное происходит от глагольной формы. Т.е. в нем содержится действие, связанное с брендом. Так и есть. Брендинг — это совокупность маркетинговых усилий по созданию бренда, его поддержке и развитию на рынке. Если сформулировать проще, то задачей брендинга является формирование бренда, т.е. перенос задуманных ассоциаций, связанных с ним, в голову потребителей.
Это комплекс мероприятий, который начинается с решения компании о создании бренда и охватывает следующие маркетинговые действия:• разработка знаков идентификации торговой марки;
• создание фирменного дизайна продукции и её упаковки;
• поиск позиционирования;
• продвижение инструментами маркетинговых коммуникаций;
• исследование целевого сегмента потребителей для мониторинга состояния бренда;
• и прочее, что делает бренд заметным для аудитории потребителей, выделяет его среди конкурентов и способствует формированию предпочтения.
Цель и задачи
Понятие брендинга и его концепция появилась и начала активно входить в практику компаний с развитием конкуренции. Большой выбор продуктов в рамках одной товарной категории усложнил выбор покупателям. Еще запутаннее стало делать покупки с совершенствованием компаниями качества своих предложений, выравнивая их функциональные характеристики. Практически не осталось критериев, за которые потребители могли бы зацепиться, провести сравнение и определиться с выбором. Нужны были дополнительные искусственно созданные характеристики продуктов, которые позволили бы выделить то или иное предложение на рынке. В этом плане значимость создания бренда с точки зрения маркетинга трудно переоценить.
С другой стороны, ресурсов для продвижения товаров и услуг никогда не бывает у компаний в изобилии. Вопросы расширения бюджетов и их эффективного использования во все времена были актуальны. Эта специфика нашла отражение в формулировке цели брендинга. Она выглядит так.
Цель брендинга заключается в том, чтобы эффективными средствами сформировать у целевой аудитории потребителей предпочтение бренда, которое обеспечит компании денежный поток в долгосрочной перспективе.
На пути к этой цели компаниям необходимо решать целый спектр последовательных задач. Вот они:
- Прежде всего, люди не могут запомнить то, что не имеет яркого запоминающегося образа. Как говорится, с типичным лицом высока вероятность быть принимаемым всё время за кого-то другого. Индивидуальность начинается с фирменного дизайна и характерных черт — атрибутов бренда. Их надо не только создать, но и заказать брендинг и сделать привлекательными для целевой аудитории потребителей.
- Однако одного распознавания недостаточно. Нет же никакой пользы в том, что мы отличаем друг от друга различные типы лица незнакомых прохожих. Возникает необходимость узнавания и интереса, т.е. бренд должен получить определенную популярность среди потребителей. Ведь люди неохотно покупают то, что им неизвестно. Для этого, в ход идут инструменты маркетинговых коммуникаций, с помощью которых компании рассказывают своей целевой аудитории о существовании своих брендов.
- Наличие узнаваемости хорошо, но, когда знакомых образов много и все они борются за внимание потребителей к себе, то нужно им объяснить, почему бренд — не такой как все и чем он отличается. Эта отстройка от конкурентов на маркетинговом языке называется позиционированием, т.е. выделение ключевой выгоды.
- Отстроившись от конкурентов, на этом проблемы узнаваемого бренда не заканчиваются. Маркетинговые усилия компаний должны быть направлены на увеличение воспринимаемой ценности — на то, как потребители оценивают в своём сознании выгоду от приобретения продвигаемой торговой марки и насколько она безусловна, что они готовы платить и оплачивать более высокую цену в сравнении с другими предложениями на рынке.
- И последняя по порядку, но не по значению задача брендинга, — это сохранение здоровья бренда. Конъюнктура рынка постоянно меняется и под воздействием различных факторов, в т.ч. усилий конкурентов, предпочтения потребителей могут меняться. Фокус их интересов и ценностных ориентиров может смещаться в невыгодную для бренда сторону. К тому же со временем подрастают новые поколения потребителей, которые пока не осведомлены о имеющихся брендах и их рыночных свойствах. Чтобы не растерять потенциал бренда как актива, компаниям необходимо регулярно проводить рыночные исследования и анализировать статистику продаж, на основе которых принимать решения о корректирующих действиях для выправления ситуации.