Что такое коммерческие тендеры и где их искать? Подробный обзор понятия, перечень площадок для поиска + схема участия
Коммерческие тендеры — это тендеры, которые проводятся коммерческими компаниями (частными лицами) на собственные средства и по собственным правилам.
Такие коммерческие тендеры регулируются Гражданским кодексом РФ, а также собственными регламентами организатора торгов.
Хочу отметить, что в российском законодательстве нет такого понятия, как “тендер”, однако оно повсеместно используется в бизнес среде, да и в нашей повседневной жизни тоже. Слово “тендер” (tender) пришло к нам из английского языка и обозначает торги. Таким образом “тендер” является зарубежным аналогом российского термина “конкурс”.
Однако, несмотря на наличие собственных правил проведения закупок (или отсутствие таковых), установленных коммерческими организациями, победить в таких торгах бывает значительно проще, нежели в государственных закупках. По этой причине многие поставщики с большим энтузиазмом участвуют именно в коммерческих тендерах.
Какие же выгоды проведения тендера существуют для организатора (заказчика) и для поставщика (участника)?
Положительные стороны для организатора (заказчика)
- достижение основной цели (приобретение товара, работы или услуги);
- отсеивание безответственных и необоснованных предложений поставщиков;
- выбор наилучшего предложения (Примечание: В обычных условиях поставщик никогда не предложил бы таких лояльных условий и минимальных цен, как при проведении тендера);
- прозрачность проведенной закупки;
- уменьшение коррупции.
Положительные стороны для поставщика (участника)
- возможность увеличить свой портфель заказов;
- расширение портфолио;
- получение гарантированного рынка сбыта;
- расширение географии своей деятельности;
- экономия средств на рекламу.
2. Виды коммерческих тендеров
Многие коммерческие тендеры проводятся по тем же принципам, что и госзакупки. Основное отличие состоит в том, что проведение государственных закупок жестко регламентировано законодательством, а коммерческие компании проводят тендеры по своим правилам, т.е. в большей степени ориентируются на свои внутренние документы. Эти документы должны учитывать индивидуальные особенности и специфику работы конкретно взятой организации.Важно! Поскольку каждая коммерческая организация устанавливает свои правила участия в той или иной закупке, то участнику при подготовке своего предложения необходимо соблюдать абсолютно все требования, установленные заказчиком (организатором торгов).На практике чаще всего встречаются следующие виды коммерческих тендеров:
- открытый конкурс;
- открытый конкурс с предварительным отбором;
- закрытый конкурс;
- двухэтапный конкурс;
- многоэтапный конкурс;
- конкурсы (открытые и закрытые) с переторжкой;
- ценовой конкурс;
- аукционы (открытые и закрытые);
- запрос цен;
- запрос котировок;
- запрос предложений;
- конкурентные переговоры;
- закупка у единственного источника.
Важно! Электронная подпись, полученная для участия в государственных закупках на федеральных площадках, не подходит для участия в коммерческих тендерах.На коммерческих электронных площадках в роли заказчика (организатора тендера) может выступать любое юридическое лицо или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Одним из принципиальных отличий коммерческих площадок от федеральных электронных площадок (т.е. площадок, на которых проводятся госзакупки) является то, что в большинстве своем подключение к этим площадкам и участие на них платное. Более подробно об электронных торговых площадках, вы можете узнать из этой статьи.
3. Какая информация должна содержаться в документации при проведении коммерческого тендера?
В размещаемой документации заказчик (организатор тендера) должен заранее определить:- характеристики и требования к поставляемому товару (выполняемой работе, оказываемой услуге);
- порядок организации и проведения тендера;
- процедуру подачи и требования к тендерным предложениям;
- порядок рассмотрения, сравнения и оценки предложений поставщиков;
- критерии сравнения и отбора поставщиков (как правило, это цена контракта, сроки исполнения и квалификация поставщика);
- порядок определения победителя (Важно: В коммерческой организации выбор победителя производится по решению тендерной комиссии, при этом обязательства по выбору победителя нет);
- условия будущего договора.