ЧТО ТАКОЕ КОВАННЫЕ ДИСКИ И ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЛИТЫХ - Такси №1

ЧТО ТАКОЕ КОВАННЫЕ ДИСКИ И ЧЕМ ОНИ ОТЛИЧАЮТСЯ ОТ ЛИТЫХ

Кованые диски — прерогатива богатых автовладельцев?
Во всем мире это действительно так, поскольку себестоимость (а соответственно и цена) кованых дисков в разы превышает аналогичные показатели литых дисков. Именно поэтому, кованые диски традиционно производятся для автомобилей премиум-класса, а также для дорогих спортивных авто.На российском рынке же ситуация пока еще несколько отличается: несколько предприятий, получивших очень дорогостоящее оборудование в наследство от советского ВПК пока еще могут позволить себе производство относительно дешевых кованых дисков, продажная цена на рынке которых иногда в десять раз ниже западных аналогов.

Что такое кованые диски и чем они отличаются от литых?

Кованые диски делают из тех же материалов (сплавов), что и литые, только отличается сама технология производства: кованые диски производятся путем промышленной горячей штамповки, после чего, также как и литые, проходят процесс закалки и искусственного старения.

Исходя из технологии производства, такие диски несколько легче своих литых аналогов, но при этом они имеют гораздо более высокую прочность, меньшую хрупкость и в некоторых случаях они вполне ремонтопригодны. На сильные удары такие диски реагируют почти также, как стальная штамповка, т.е. они могут деформироваться, не разрушаясь при этом, только сама сила удара, необходимая для деформации, нужна гораздо большая, нежели для стального диска.

Именно в ударопрочности кроется основной недостаток кованого диска — на большой яме и на высокой скорости кованый колесный диск, скорее всего, останется целым, но передаст при этом всю силу удара на подвеску автомобиля, которая на такую нагрузку в большинстве случаев не рассчитана. Поэтому, «поймав» яму на скорости на кованых дисках настоятельно рекомендуется при первой же возможности заехать на СТО и проверить состояние подвески.

В целом, кованые диски можно считать оптимальным соединением эксплуатационных преимуществ литого и стального дисков, за исключением такого немаловажного потребительского свойства, как цена. Кованые диски в разы дороже литых, а поэтому позволить их себе могут лишь немногие автолюбители, кроме того, кованые диски предназначены, в основном для эксплуатации на автомобилях с усиленной подвеской.

Как отличить кованый диск от литого?

На самом деле есть всего несколько косвенных признаков, по которым можно внешне различить кованые и литые диски в магазине. Абсолютно точно определить, ковку Вам предлагают или литье Вы, без сложных исследований и оборудования, никак не сможете.

Они имеют тот же состав, что и литые, отличается лишь технология производства. Для производства используется сплав в основе которого применяется алюминий с легирующими добавками магния, кремния, меди и марганца. Такой сплав имеет очень высокую прочность и пластичность. По другому его называют «авиационный алюминий 6061». Заготовки из алюминия. Заготовки из алюминия разогревают в печах и с помощью пресса расплющивают, придавая болванкам форму блина. После, такие блины разогревают до 430 градусов и с помощью штампа делают заготовки для автомобильных дисков. Такие заготовки снова идут в печь для разогрева, после идут под пресс с окончательным штампом. Причём согласно технологии, пауза между выходом заготовки из печи и штамповкой не должна превышать 11 секунд. Разогретый штамп переносят в пресс-форму из которого уже вынимают почти готовый диск. Заготовка кованого диска. Далее такой диск идёт на контроль геометрии. После произведённого контроля он отправляется на термообработку, чтобы придать ему окончательные механические свойства. Диски нагревают в печи до 515 градусов, затем резко охлаждают, погружая в воду.

Такая закалка помогает алюминиевому сплаву приобрести необходимую мелкозернисто-волокнистую структуру. В завершение, заготовки искусственно состаривают, путём выдерживания в печи при температуре 150–160 градусов в течении 12–14 часов. После выдержки их медленно охлаждают и опять отправляют на контроль. Обработка диска на фрезерном станке с ЧПУ. Если все параметры в норме – заготовки уходят на механическую обработку. На токарном станке убирают лишний припуск металла, в ободе просверливают ниппельное отверстие, а в ступичной части – крепежные отверстия под болты. Затем заготовку обрабатывают на фрезерном станке с ЧПУ, с помощью которого создаётся необходимый дизайн кованого диска. Преимущества кованых дисков. легче и прочнее литых; при не очень значительных повреждениях ремонто-пригодны; на удары они реагируют почти так же (немного в меньшей степени), как стальная штамповка, то есть деформируются, не утрачивая своей целостности. При этом сила удара должна быть намного значительнее, чтобы их деформировать, чем для стального диска. Последняя характеристика обуславливает относительный недостаток кованых дисков: на больших выбоинах они предают всю силу удара подвеске, что может ее повредить. Желательно, чтобы автомобиль с такими дисками имел качественную, прочную подвеску или аккуратного водителя.