Что такое ТО: какие работы входят в техническое обслуживание автомобиля и и как на нём сэкономить
Техническим обслуживанием принято называть плановые работы с автомобилем, которые проводятся с некоторой периодичностью, — в противовес ремонту, который приходится делать по факту неисправности машины или какого-то её узла. Обычно ТО — это комплекс работ, который можно разделить на несколько этапов или категорий:
- Диагностика автомобиля в целом или отдельных его агрегатов.
- Регулировка систем/узлов.
- Выполнение работ по регламентной замене деталей и/или технических жидкостей.
Диагностика тоже бывает разной, она отличается по назначению, трудоёмкости и степени глубины. Самый простой вариант — визуальный осмотр. Он проводится при каждом визите на СТО, а его главная задача — выявление течей или видимых поломок. Например, во время осмотра можно обнаружить порванный защитный чехол приводного узла, прогоревший глушитель, деформированный рычаг подвески, очаг коррозии и прочие видимые глазу вещи. В ходе осмотра несложно проверить состояние некоторых расходников — например, тормозных колодок и дисков, а также уровни жидкостей в бачках.
При более глубокой диагностике в ход идёт измерительное оборудование. Это может быть простой манометр для проверки давления в шинах, динамометрический ключ для проверки правильности затяжки крепежа или полноценные испытательные стенды для определения углов установки колёс.
Для выявления ошибок, зафиксированных бортовой электроникой в ходе самодиагностики, применяют компьютерное оборудование. Оно покажет, на что автомобиль «жаловался». В современной машине её блок управления скрупулёзно фиксирует большинство отклонений от нормальной работы или состояний узлов — от севшей батарейки в ключе до пропусков зажигания или единичных сбоев в показаниях датчиков.
Считывание и расшифровка зафиксированных ошибок позволяют проверить состояние автомобиля и обнаружить его неисправности.
Регулировки помогают вернуть параметры агрегатов автомобиля к оптимальным значениям. В машине много соединений и подвижных элементов, поэтому люфты, изменение зазоров и даже ослабевание крепежа в процессе эксплуатации — явление нормальное. В процессе регулировки все эти «отклонения от нормы» устраняют. Например, подтягивают приводной ремень, регулируют зазоры клапанов, корректируют развал-схождение колёс и т.п. Эти работы позволяют сберечь узлы и детали автомобиля, компенсировав их естественный износ в ходе эксплуатации.
Регламентные работы позволяют заменить всё, что имеет ограниченный и строго определённый ресурс, не дожидаясь, пока эти компоненты выйдут из строя или потеряют свои свойства. К ним относятся смазочные материалы, охлаждающая жидкость, фильтры, тормозные колодки, ремни и т.п. детали. По сути, это уже ремонт, который проводят, не дожидаясь появления неисправности и её более серьёзных последствий.
Какие виды ТО бывают
Согласно пункту 2.3 ПДД, в обязанности водителя входит проверка исправности транспорта перед каждой поездкой. Естественно, лезть в двигатель его никто не заставляет, но проверить тормоза, колёса, лампочки и наличие течей нужно. Такой несложный осмотр, по сути диагностику, вполне можно отнести к ежедневному ТО.
Плановое ТО подразумевает все три компонента технического обслуживания автомобиля, описанные выше, которые проводятся с определённой периодичностью, вне зависимости от текущего состояния автомобиля. Для каждой модели машины существует регламент — это перечень работ и то, как часто их нужно делать. Например:
- Замена моторного масла и его фильтра раз в 15 тыс. километров или спустя год после предыдущего ТО.
- Замена воздушного фильтра раз в 15 тыс. километров.
- Замена салонного фильтра раз в 30 тыс. километров.
- Замена свечей зажигания раз в 45 тыс. километров.
- Замена тормозной жидкости раз в 90 тыс. километров, но не реже чем раз в три года.
- Проверка уровня и плотности охлаждающей жидкости.
- Проверка настройки и регулировка фар каждые 30 тыс. км и т.д.
Сезонное ТО, как правило, не считается обязательным — но оно способно продлить жизнь автомобиля и сделать его эксплуатацию более комфортной и безопасной. К сезонным работам относится не только смена летних/зимних шин, но и обработка уплотнений, смазка замков, чистка радиаторов, проверка работоспособности кондиционера или отопителя…
Когда нужно делать ТО
Регламент обслуживания разрабатывает сам автопроизводитель, отталкиваясь от «жизненного цикла» деталей, использованных в конкретной модели. Надо понимать, что соблюдение сроков и объёмов планового обслуживания — не обязательство, а лишь рекомендация и памятка для владельцев. Но сильно превышать межсервисный интервал не стоит — это может негативно сказаться на техническом состоянии автомобиля и привести к отказу в гарантийном ремонте в случае возникновения неисправности. Хотя автопроизводитель обычно проявляет лояльность и позволяет «просрочить» обслуживание на 200–500 км — точные цифры можно найти в его гарантийных обязательствах. Там же обычно есть оговорка, что в случае такого опоздания интервал до следующего осмотра нужно сократить на те же километры, чтобы «лишний» пробег не накапливался.
В тяжёлых условиях эксплуатации многие манипуляции, вроде замены масла, фильтров и свечей, наоборот, рекомендуется проводить чаще регламента. Обычно об этом есть оговорка и в фирменной сервисной книжке. А некоторые современные автомобили сами корректируют интервалы обслуживания — компьютер не только проводит самодиагностику, но и рассчитывает ресурс «расходников» в зависимости от условий движения.
Для остальных моделей межсервисный интервал и список работ на каждом ТО указан в руководстве по эксплуатации и в сервисной книжке. Обычно автомобиль ждут на станции техобслуживания (СТО) раз в 10–20 тыс. километров. Например, купив кроссовер Toyota RAV 4, придётся ездить на сервис каждые 10 тыс. км или раз в год.