Что такое тротуарная плитка
От Амстердама до Гарлема. Этот путь вымощен тротуарной плиткой. Дорога проложена в начале 19-го века. Именно тогда голландцы придумали формировать подобие каменных плит из бетона. Это был не столько полет фантазии, сколько вынужденная мера. Население росло, а с ним города, улицы в них и дороги меж ними. Камней для натуральной брусчатки начинало не хватать. Бетонная плитка стала выходом из положения и, одновременно, успешной бизнес-идеей. Уже через несколько лет после мощения 20-ти километров от Амстердама до городка Гарлема его пригороде, технологией заинтересовались американцы, за ними – европейцы. В Россию тротуарную плитку завезли перед революцией. Она поставила крест на дорогостоящей продукции с загнивающего Запада. Но, несколько площадей столицы и пару улиц вымостить успели. После, стали пользоваться отечественными асфальтом, а то и щебенкой. О тротуарной плитке вспомнили после падения Союза, в 90-е. За пролетевшее столетие Запад успел расширить ассортимент продукции, создать новые технологии ее производства и укладки. Ознакомимся с современным «лицом» красивых дорог и дорожек. Описание и особенности тротуарной плитки С точки зрения состава тротуарная плитка – это цемент, гравий, песок и вода. Для их лучшего схватывания добавляют пластификаторы. Они же способны уменьшить пористость материала, а значит, и его способность вбирать в себя влагу. Не секрет, что вода разрушает строительные блоки, особенно замерзая в них, расширяясь и приводя к растрескиванию. Пластификаторы же увеличивают морозостойкость плит, уменьшают содержание воды в готовой смеси и делают ее более податливой при формировании тротуарных блоков, которые бывают сложных форм. Несколько нестандартных дизайнов, ниже. В роли пластификаторов могут выступать разные вещества, к примеру, минеральные или органические масла, хлорированный парафин, сульфитно-спиртовые смеси. Последние, обладают резким запахом. Но, в основной массе, пластификаторы не ароматические и инертны химически, что позволяет совмещать их с любыми материалами, в том числе и бетонной смесью. Цемент в тротуарной плитке – основное связующее вещество. От его качества во многом зависит и качество изделий. Порошок должен быть однородного тона, сыпучим, без комков и мелкого помола. От этого зависит плотность тротуарной плитки. На даче или тропах уездного парка сгодится и малоплотная плитка. Минимальная нагрузка на тротуарную плитку от производителя продлит ей жизнь. Но, на оживленных «тропах» покрытие из некачественного бетона попросту раскрошится. При этом, внешне, плиты могут быть идентичны. В следующем ролике показано, по каким параметрам распознают качество блоков. На качество бетона для плит влияет и песок. Глинистые разновидности не подходят. Они вязкие. Песок для плиточного бетона должен быть сыпучим, желательно, кварцевого состава. Кварц – минерал с солидной твердостью в 7 баллов по шкале Мооса. Это делает плиты износостойкими, прочными. Цвет же блокам придают, в основном, красителями. Отсюда следующие радужные композиции. В качестве наполнителя в производстве тротуарной плитки используют, как правило, отсевы гранитных пород. В этом-то и был технологический прорыв голландцев. Они сделали натуральный материал, но не требующий цельных каменных срезов. Довольствовавшись «отходами» гранитных карьеров, голландцы снизили свою зависимость от природного сырья, а заодно, и стоимость плит. Их первые экземпляры промышленники страны сделали прямоугольными, похожими на мелкие кирпичики. На фото ниже показана мэрия Гарлема, до которой и вели первую в мире дорогу из тротуарной плитки. Материал быстро набрал популярность благодаря ряду преимуществ перед альтернативными вариантами. Во-первых, подкупает красота плитки и множество вариантов ее укладки, декора. Во-вторых, на поверхности блоков не скапливается вода. Она просачивается через стыки. Если потребуется перекопать дорогу, плитку демонтируют и вновь уложат на прежнее место. Прочие покрытия после снятия приходят в негодность. Удобно работать и с поврежденными участками тротуаров. Треснула плита, ее меняют. Нет нужды вскрывать целые фрагменты. При этом, выглядит такой ремонт не чета ямочному латанию того же асфальта. Радует и минимальный нагрев материала в жаркий сезон. Укладка тротуарной плитки не приведет к ее расплавлению под солнцем и выделению при этом бензольных соединений. Последние, летучи и вредны для здоровья. Виды тротуарной плитки Можно делить тротуарные плиты по формам, цветам, странам-производителям. Но, качественные характеристики блоков отражает. В основном, способ их производства. Он и является основной классификацией тротуарной плитки. Изготовление по технологии вибролитья – бюджетный и быстрый метод. Формы для тротуарной плитки заполняют бетоном и ставят на трясущуюся основу. От вибрации смесь уплотняется. Остается просушить блоки в печи. В следующем ролике процесс показан наглядно. Именно вибролитье дает выраженную глянцевую поверхность. Такую можно лицезреть на многих российских улочках, что население считает не к стати. Глянцевая поверхность скользкая, и легко покрывается тонкой наледью. К тому же, вибролитые плиты не назовешь морозостойкими и долговечными. Плотность блоков мала. Добавим к этому неграмотную укладку и получим примерно такую картину. Вывод: вибролитые плиты хороши для садовых дорожек в южных регионах, но не нагруженных тротуаров крупных городов Сибири. В последнем случае лучше воспользоваться гиперпрессованными плитами. Формы с бетоном совмещают с вибрирующими поршнями. К процессу добавляется переменное давление, что приводит к такому уплотнению смеси, которое уже не требует обжига. Гиперпрессованные блоки тверже вибролитых, стойки к морозам и перепадам температур. Однако, разнообразием форм и цветов хвастаться уже не приходится. Зато, гиперпрессованные плиты можно укладывать на подъезды к домам. Покрытие с легкостью выдерживает движение легкового транспорта, если оно не интенсивно. Особняком стоит полимерпесчаная тротуарная плитка. Квадратная, треугольная, или сложной формы, она лишена бетона. Он полностью заменен просеянным и прокаленным песком, который смешан с полиэтиленом, то есть, пластификатором. Смесь нагревают почти до 300-от градусов, добавляя остальные полимеры и красители. Далее, масса прессуется. Получается материал, лишенный пор. Такой не пропускает и доли процента влаги. Значит, вода не способна разрушать полимерпесчаные плиты. Они не трескаются и не реагируют на морозы, перепады температур. В отличие от гиперпрессованных и вибролитых блоков, нет истирания. К тому же, песочное покрытие легкое. Производство тротуарной плитки своими руками Тротуарная плитка своими руками не требует больших затрат на оборудование. Самой дорогой станет бетономешалка. Обычно, берут подержанную. Вибростол для тротуарной плитки многие делают самостоятельно. Автор следующего ролика демонстрирует один из бюджетных вариантов, открывая секреты его изготовления.