Двигатели Тойота
Toyota известна своей надежностью. Японский концерн предложил рынку много высокоресурсных двигателей с общими техническими решениями, демонстрирующих чудеса неприхотливости. Многие из них уже забыты и не встречаются, а новые далеки от «миллионников» и рассчитаны максимум на 300 тыс. км пробега, но зато имеют высокий КПД.
Поколения моторов Toyota
Тойота вывела в свет несколько десятков семейств бензиновых и дизельных двигателей. В зависимости от годов выпуска и характерных особенностей — объема, количества цилиндров, привода, наличия гидрокомпенсатора, фазорегулятора и других их можно разделить на пять поколений:
- устаревшие моторы, которые ставились в 70-х и до начала 80-х;
- инжекторная классика, которой комплектовались автомобили до начала 2000-х;
- инновационные, на которых с 90-х начала применяться технология ETCS-i;
- серии второй половины 2000-х, на которых появились гидрокомпенсаторы и фазорегуляторы DVVT-i;
- новые агрегаты для автомобилей на платформе TNGA, увидевшие свет после 2010 года.
Бензиновые двигатели
Серии А, NZ и ZZ
Семейство, включающее в себя агрегаты объемом 1.3, 1.5, 1.6 и 1.8 л. Эти простые по конструкции двигатели были неприхотливыми, ремонтопригодными и «долгоиграющими».
Распространение получили 4A-FE, которые ставились на Corolla, Avensis, Carina и Celica; 5A-FE с меньшим диаметром поршней; самый большой по объему 7A-FE и 4A-GE со спортивным характером. Все они имели от трех до пяти поколений, отличавшихся между собой конструктивно и мощностью.
Сменили серию А моторы NZ и близкие к ним по конструкции ZZ. Первые предназначались для компактов и гибридов — Auris, Corolla, Yaris, Prius и других. Экономичные тойота двигатели с VVT-i, которые начинают есть масло после 150 тыс. км пробега. Обновленные версии 1NZ-FE, 2NZ-FE и 1NZ-FXE отличает наличие гидрокомпенсаторов и дросселя ETCS-i.
Вторые — моторы нового поколения с VVT-i и ресурсом в 200 тыс. км, не рассчитанные на капитальный ремонт. Они ставились на популярные модели — Avensis, Corolla, RAV4, Vista и отличались масложором. После пробега в 100 тыс. км могли появиться проблемы с гидронатяжителем цепи.
Серия Е
Семейство моторов объемом 1.0, 1.3 и 1.5 л, которые ставились на многие автомобили японского концерна. В России с ними в основном знакомы владельцы Toyota Corolla.
Больше всего у нас были известны 4E-FE и 4E-FHE с турбонаддувом, 5E-FE и 5E-FHE с ACIS. Три поколения первых агрегатов имеют минимальные различия между собой, в основном во впуске и выпуске. Модернизация вторых принесла им новые системы диагностики и зажигания — OBD-2 и DIS-2.
Серия G
Линейка 2.0 л агрегатов, устанавливавшихся на экспортные Crown, спорткупе Supra и ряд заднеприводных моделей. Моторы отличались высокой надежностью и могли проходить до 400 тыс. км и более. Модификации 1G-GTEU, 1G-GZEU, 1G-GZE и 1G-GTE получили турбонаддув, но потеряли в ресурсе до 100-150 тыс. км.
Серии S, AZ, AR и ZR
Серия 1.8, 2.0 и 2.2 л моторов классической конструкции, которыми массово комплектовались Carina, Celica, Camry, Vista, RAV4. Они считаются одни из самых надежных двигателей своего времени и неоднократно подвергались модернизации.
У 3S-FE менялись ГРМ, система зажигания, впускной коллектор. Вместе с 3S-FE и 3S-FE они заслужили репутацию беспроблемных и неприхотливых агрегатов. С 3S-FSE на моторах концерна появился прямой впрыск D4. Турбомотор 3S-GTE располагал большим потенциалом для модернизации и активно использовался для свапа.
Семейство S ушло с появлением серии AZ. Эти широко распространенные моторы ставились на переднее- и полноприводные RAV4 и Avensis, Camry, Alphard, Highlander. Большая часть из них оснащалась VVT-i на впуске и имела хороший ресурс при правильном уходе, но страдала от срыва болтов ГБЦ. Двигатель 2AZ-FXE был предназначен только для гибридов и был отозван в 2010 году.
На смену AZ пришла AR. Высокой надежностью отличаются 1AR-FE и 2AR-FE с Dual VVT-i, а также 6AR-FSE с D4-S, VVT-iW, который работает по циклам Отто и Аткинсона, ставится на Camry с 2014 года.
Серия ZR заменила 2.0 моторы AZ и линейку AR. Моторы ставятся на Corolla разных поколений, Auris, C-HR, RAV4 и Avensis. Агрегаты 1ZR-FAE, 2ZR-FAE и 3ZR-FAE оснащаются Dual VVT-i и Valvematic, из ошибок которой иногда глушится двигатель.