ИННОВАЦИОННЫЕ СПОСОБЫ УБОРКИ ДОРОГ ЗИМОЙ
Снег и наледь, которые покрывают дороги зимой, затрудняют движение автотранспорта, являются одной из главных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и часто приводят к транспортному коллапсу, когда на городских улицах и трассах образуются внушительных размеров пробки. По этой причине дорожники тех стран, где снег зимой — норма или, по меньшей мере, вероятность, стараются решить эту проблему в первые же часы после ее возникновения.
Так, в Соединенных Штатах Америки действует «правило трех часов» — именно за такое время снег на дорогах должен быть убран. Прошлая зима с экстремальными морозами и невероятным для США количеством осадков была исключением — но обычно указанного времени американцам вполне хватает для того, чтобы очистить дороги. При этом обязанность очистки трасс и главных улиц в городах лежит на профильных государственных организациях и муниципалитетах, улицы поменьше чистят коммерческие компании, а расчисткой придомовой территории заняты сами граждане: если снег у дома лежит более суток, его владельцу скорее всего выпишут штраф. В расчистке городских улиц в США, как и во многих других странах мира, принимают участие волонтеры — их труд считается очень полезным и почетным. Снег американцы собирают и топят в специальных плавильных установках, которые в этой стране используются в большом количестве.
В северных штатах страны для чистки дорог от снега исполользуются TowPlow — специальные автопоезда с «косым» прицепом. Вслед за базовым автомобилем, чей кузов, как правило, нагружен запасом противоледных материалов, под тупым углом следует прицеп с отвалом во всю его длину. Отвал имеется и впереди машины-тягача. Такая конструкция позволяет очищать сразу две-три, а то и четыре полосы автотрассы, в зависимости от длины прицепа и, соответственно, размера отвала у него на боку.
Было бы несправедливым не упомянуть и новейшую российскую разработку в интересующей нас сфере — мощную снегоуборочную машину на базе полноприводного шасси КАМАЗ-43118. Машина, разработанная совместно специалистами «КАМАЗ» и «Завода СпецАгрегат», имеет просто фантастическую производительность: снегоочиститель фрезерно-роторный СФР-1 модель 103-СА способен убирать до 3500 тонн снега в час. (Для сравнения, производительность представленных на рынке российских аналогов — до 1600 тонн в час.) Кроме того, СФР-1 103-СА характеризуется способностью к максимально возможному отбросу снежной массы на расстояние до 50 метров. В процессе Уборки снега машина двигается с помощью гидропривода с бесступенчатым регулированием скорости (управление осуществляется из кабины оператора при помощи джойстика), а в транспортном режиме она перемещается за счет штатного механического привода. Отметим, что первыми заказчиками новинки стали крупная газодобывающая компания и совместное российско-американское предприятие на острове Сахалин — региона, отличающегося особенно обильными снегопадами.
В Канаде, где зимы по своей суровости сопоставимы с российскими, а все дороги принадлежат государству, для очистки проезжей части широко применяют как всем известную техническую соль — хлорид натрия, так и хлорид магния, который в больших объемах добывают в районе Великих озер. Уверяют, что в борьбе со снегом он эффективнее обычной соли — однако металл хлорид магния разъедает еще быстрее, нанося ущерб транспортным средствам и муниципальному хозяйству страны в целом. Впрочем, как только реагент превращает снег в кашу, последнюю оперативно убирают и сгружают в плавильные установки. Именно Канада — родина снегоплавилок: первые машины этого типа, изобретенные здесь, стали работать на улицах Торонто в семидесятых годах прошлого века. Интересно отметить, что в Канаде при строительстве дорог в асфальтобетонную смесь добавляют материал на основе хлористого кальция — верглимит, который, как считают, способствует таянию снега и наледи.