Исследование происхождения варгана
Мне как исполнителю на музыкальном инструменте, известном как варган, часто задают два вопроса: «Откуда взялось такое название?» и «Откуда родом этот инструмент?» Одна из трудностей и, порой, больших разочарований, с которыми сталкиваешься в исследовании популярных инструментов – недостаток справочного материала. Авторы былых времен просто не считали этот инструмент достойным упоминания, а если и упоминали, то вскользь, не проводя серьезного исследования, и, как в случае со многими отжившими свое вещами, как только новизна проходила или инструмент ломался, о нем забывали. Тем не менее, мы собрали достаточно информации, чтобы понять инструмент, на котором играют во всем мире, который изготавливается как отдельными мастерами, так и в массовом порядке в различных формах и очертаниях в зависимости от доступного производителям материала. Заглянем мы также и в историю и происхождение этого инструмента.
В этой статье рассматривается что такое варган, почему он популярен во всем мире, откуда происходит его название в англоязычном варианте; мы также посмотрим на археологические данные, выявим связь между инструментами в Азии и Европе и, наконец, их вероятный путь распространения с востока на запад.
Что такое варган?
Первое, о чем следует сказать, это то, что варган существует в огромном количестве вариаций форм, размеров и способов игры. Он изготавливается по всему миру – от Полинезии, Азии и восточной России до Европы и Соединенных Штатов. Он известен на Ближнем Востоке и в Африке, хотя сюда был завезен колонистами из Европы и не является коренным для этих регионов.
Варганы бывают двух типов: пластинчатые, в которых язычок вырезается из того же куска дерева, бамбука, кости или тонкого плоского металла, что и сама пластина, и дугообразные, где к кованому железному основанию крепится гибкий металлический язычок.
Рис. 1 — «Высокочастотное» взаимное
расположение варгана и губ.Для игры на варгане требуется три компонента: инструмент, рот исполнителя и средство активации. Ротовая полость служит резонатором и хотя сам варган не производит нот различной высоты, а лишь одну ноту, которая получается от вибрации язычка, остальные ноты можно получить изменением артикуляции – при помощи языка увеличивая или уменьшая размер «резонатора». Для получения низких звуков язык помещается внизу ротовой полости, а высокие получаются, когда язык уходит вверх (рис. 1). Варган относится к категории щипковых идиофонов – инструментов, производящих звук собственной вибрацией, или аэрофонов – производящих звук тем, что заставляют вибрировать поток воздуха; споры идут до сих пор.
Название
По всему миру зафиксировано около 1000 различных названий этого инструмента, и список продолжает увеличиваться. В европейских языках в основном используется слово «mouth» («рот») и иногда «lips» («губы») и «teeth» («зубы») в сочетании со словом «trump» («труба») или «harp» («арфа»). «Труба» в различных формах и написаниях используется сегодня в Европе, например Mondtrom в голландском языке и Trompво фламандском. «Арфа» используется в скандинавских странах: Munnharpa – в Норвегии, Mundharpe в Дании и Huuliharpu в Финляндии. Doromb говорят в Венгрии, Дрымба на Украине и Drombulja в Сербии. По мере продвижения на восток мы встретим различные вариации: Komys, Kupus и Khomusв Северной и Восточной Азии, а в Индии, Вьетнаме и Индонезии — Morchang, Morsing, Dan Moi и Gengong. Как правило, в Азии инструмент называется по названию материала, из которого он делается, или ассоциируется со звуками, производимыми животными или насекомыми, тогда как в Европе название больше привязано к человеку или названиям других музыкальных инструментов. Кроме того, встречаются и пренебрежительные названия, вроде «лизалка», «погремушка» или «храпелка» [Bakx 2004].
Английский – единственный язык, в котором варган ассоциируется с определенной нацией («jew’s harp» – «еврейская арфа»). Мы не знаем, почему этот инструмент так называется, знаем лишь, что это самое древнее из известных до сей поры названий. Он не имеет никакого отношения к еврейской культуре, и такое название вводит в заблуждение относительно происхождения инструмента, так как существует вполне естественное, но ошибочное мнение, что он родом с Ближнего Востока. Определение «еврейская» используется только в английском и в небольшой области Германии, и на английском первое упоминание оо этом инструменте встречается в документе, датированном 1481 годом, где он назван Jue harpes и Jue trumpes. Значение этого документа, незначительной таможенной записи, трудно переоценить, так как в нем написано не только раннее название, но и указан порт – Арнемуиден (Arnemuiden), к западу от Антверпена, а также имя купца, которому предназначался груз, — это некий Вильям Кодд (William Codde). Кроме того, запись ясно дает понять, что названия Jue harpes и Jue trumpes имели широкое хождение в конце 15-го века и были известны как таможеннику, так и купцу [Wright 2004]. Название Jaws harp не встречается раньше середины 18-го века. Существует предположение, что инструмент первоначально назывался trump, от французского Trompe, но точных доказательств нет. Такое название, однако, и в наши дни встречается в некоторых районах Ирландии и Шотландии.
Находки в Европе и Великобритании
Отслеживание истории инструмента во многом зависит от археологических находок и изучения традиционных типов инструментов, используемых сегодня и в древние времена. Исследования этномузыковедов включают в себя изучение музейных коллекций, таких как Musee de l’Homme во Франции, Pitt Rivers Museum и Horniman Museum в Великобритании, а также трудов советских ученых и их преемников. В коллекциях гораздо больше экземпляров, но им не хватает исторической подлинности настоящих находок, когда дело касается связи между типами и эпохами. Находки пластинчатых варганов крайне редки из-за климата и материала, из которого сделан инструмент, но когда их все же находят, то это очень древние инструменты, им по 2000-2400 лет. Дугообразные варганы находят гораздо чаще, но как правило от них остается лишь дуга. Иногда встречаются те фрагменты язычков, которые крепились к дуге, но поскольку язычок – самая хрупкая часть, при игре постоянно находящаяся в движении, он часто ломается. Без язычка варган абсолютно бесполезен для музыки, хотя один варган обнаружился в роли защелки на воротах в Хоксхилле в Англии [Elliston-Erwood 1943].
Рис. 2 — «Римский» варган
Рис. 3 — «Англосаксский» варганВозраст находок зачастую горячо обсуждается, точно установить его довольно трудно. Например, три варгана, найденные в 19 веке в галло-римских землях, в Rouen и Parthenay во Франции, вызвали немалые волнения в кругах любителей, как и немалое число инструментов, обнаруженных в середине 20-го века на юго-востоке Англии и отнесенных к периоду англосаксов (рис. 2 и 3). Но есть проблемы. Во-первых, хотя и нет сомнений, что находки были сделаны в галло-римских и англосаксонских землях, они могли попасть туда в более поздние периоды. Такие находки иногда называют находками верхнего слоя. Во-вторых, если мы проследим как инструмент попал в Европу, мы увидим, что нет свидетельств того, что население Римской империи пользовалось им, и не существует, насколько мне известно, упоминаний римских авторов той эпохи об игре на этом инструменте. В англосаксонских находках меня беспокоит то, что существует их схожесть с варганами, обнаруженными на североамериканских раскопках 18-го века. Либо следует признать, что форма инструмента идентична с англосаксонских времен до времени колонизации Америки, либо что англосаксонские инструменты – из 18-го века [Kolltviet 2000, p. 390].
Рис. 4 — Варган из Уппсале
Рис. 5 — Теория Гьермунда КоллтвиетаОдин из ранних экземпляров был найден в Уппсале в Швеции, он относится к 13 веку (рис.4). Этот варган имеет характерную форму и сделан в виде заколки без типичной для современных инструментов дуги. Недавно Гьермунд Коллтвиет (Gjermund Kolltviet) закончил докторскую диссертацию по 850 европейским находкам, его работа должна была выйти в конце 2004 года. Он использовал типологическую систему для объяснения относительного возраста варганов, найденных в Европе, одним из основных тезисов которой является то, что древние инструменты были похожи на найденный в Уппсале, а по мере развития дуга становилась более акцентированной, в то время как игровая часть укорачивалась (рис.5) [Kolltviet 2000, p. 389].
Рис. 6 — Печать семьи ТромпииВ Европе существуют визуальные свидетельства существования варгана, датированные 14 веком; самый ранний из них изображен на печати семьи Тромпии из Гронингена, под Арбургом в Швейцарии. Он датирован 1353 годом, и нет сомнений, что это варган позднего периода – если воспользоваться системой Коллтвиета (рис.6). [Crane 2003, p. 3].
Рис. 7 — Ангел на посохе Уильяма ВикхэмскогоВ Англии есть фантастическая серия миниатюр на эмали с изображениями ангелов, играющих на различных музыкальных инструментах, на епископском посохе Уильяма Викхэмского (William of Wickham), хранящемся в часовне Нью-Колледжа в Оксфорде. На одной из этих миниатюр ясно виден не только варган, но и то, как ангел щелкает по язычку инструмента пальцем (рис.7). Существует также ряд свидетельств конца 14-го века, найденных на большой территории северной Франции и стран Бенилюкса [Crane 2003, p. 4].
Таким образом, четко установлены лишь две даты, относящиеся к находкам в Европе, — 13 век, Швеция и середина 14-го века, рисунки на печати и на посохе.
Происхождение
Рис. 8 — Древний китайский рисунок
Карта 1 — Типы варанов мираНа Востоке археологические находки дают дразнящие намеки на инструменты, существовавшие с 4 века до н.э. (рис.8), но таких находок крайне мало и временные разрывы между ними весьма значительны. Более полное представление об огромном разнообразии инструментов можно получить, изучая местные музейные коллекции. Более-менее ясная картина получается, если совместить эти два направления (карта 1).
Наиболее вероятная теория предполагает азиатское происхождение инструментов, хотя доказательств этой гипотезы нет. На бамбуковых варганах играют по всей Азии и Полинезии, но исходя из самого строения пластинчатого варгана можно предположить, что инструменты развивались в различных направлениях скорее независимо друг от друга, чем исходили из одного источника. При игре на полинезийском варгане, например, от исполнителя требуется найти оптимальную часть пластины, которой он постукивает или пощелкивает о кость запястья или сустава пальца, отчего пластина вибрирует. Филиппинцы и северные вьетнамцы щиплют варган ладонью или пальцем.
Рис. 9 — Переходный варганОсновной же метод, которым пользуются от Бали до Сибири, от Японии до Непала, — дергание веревочки, привязанной к язычку (рис.9). Варган именно такого типа был обнаружен в Монголии и датирован примерно 4 веком до н.э. (дата не подтверждена).
Рис. 10 — Переходный варганКурт Сакс (Curt Sachs), уважаемый музыковед, предположил, что переход от бамбука к металлу произошел в северной Индии [Sachs 1917]. Сибил Марсук (Sibyl Marcuse) отмечает, что инструменты Тайваня и Энгалио (один из Филиппинских островов) представляют традиционный тип, поскольку они пластинчатые по форме, но дугообразные по изготовлению (рис.10) [Marcuse 1965, p. 264]. Это самая восточная из известных точек, где встречаются варганы. Бамбуковые или деревянные варганы с металлическим язычком, изготовленные во Вьетнаме, не имеют характеристик дугообразного варгана, но они вполне могут быть копиями металлических варганов, только сделанными из местных материалов. Единственное, что очевидно, — пластинчатые варганы в основном встречаются в Азии, а дугообразные – в Европе (карты 2 и 3).
Движение с Востока на Запад
Карта 2 — Области распространения пластинчатых варганов
Карта 3 — Области распространения дуговых варгановТеоретически варган мог быть разработан в Европе самостоятельно, а вовсе не из бамбуковых инструментов. Мне кажется это маловероятным; все свидетельства указывают на то, что инструмент полностью сформировался, оказавшись в Европе. Это значит, что в какой-то момент они проникли с востока на запад, а самыми вероятными способами проникновения стали торговля и миграция. Дэвид Кристиан (David Christian) выделяет четыре культурные зоны, имеющие влияние на регион Шелкового пути. Он отмечает, что:
важные пути внутрь Евразии проходили через северные и северо-западные границы Китая; через центрально-азиатские границы с Ираном и Афганистаном и перевалы Кавказа; и по проходу между Черным морем и Карпатами, ведущему с Балкан, связывая определенные влияния внешней Евразии с определенными регионами центральной Евразии. [Christian 1998, p. 18]
Карта 4 — Культурные зоныК западным регионам относятся Урал и Каспийское море, на которые повлияли средиземноморский регион, Месопотамия и Европа; к южным – Центральная Азия и Казахстан с влияниями Ирана, Афганистана и Индии; к западным – Джунгария, Ганьсу (провинции северо-западного Китая) и Монголия с влиянием Китая и незначительным влиянием с севера – от Скандинавии до Берингова пролива [Ibid.]. связав все вышеуказанное с варганами, на которых играют в известных регионах, мы получим путь, по которому они могли распространяться, особенно с юга на восток (карта 4).
Возвращаясь к галло-римским находкам во Франции, отметим, что существовала торговля между Римом и Индией, так что вполне возможно, что инструмент прибыл в Европу по этому маршруту. Но в западных районах Шелкового пути местное население не играет на варганах, чего можно было бы ожидать и что встречается в более северных районах. То есть англо-саксонские находки могли прийти с нашествием Хана в 4 веке, особенно учитывая, что все больше инструментов находят к северу от Каспийского моря. Таким образом, существует более рациональная связь востока с западом. Это кажется возможным, если учесть теорию, что ханы были хунну (сюнну), родом из восточных районов евроазиатской степи. Тюркские миграции 6 и 7 веков также выглядят многообещающе, кроме того, есть торговые пути эпох после Марко Поло и монгольского нашествия, имеющие важное значение в качестве потенциала культурного распространения.
В Азии варганы изредка находят на раскопках в Башкортостане, на Алтае, в Ханты-Мансийской области, в Бурятии, Саха (Якутск, Вилюйск), Китае (центральная Монголия) и Монголии (карта 4). На сегодня у меня есть рисунки инструментов лишь из Башкортостана и центральной Монголии. Поэтому трудно установить, существуют ли какие-либо общие черты развития и типа, хотя при таком малом количестве экземпляров это все равно носило гипотетический характер. Инструменты, найденные в Финляндии интересно сравнить с теми, на которых играют в Афганистане, хотя опять же, остается открытым вопрос, насколько современные инструменты могут отражать древние традиции определенных народов.
Заключение
Варган – инструмент, встречающийся во многих народах, зародившийся, скорее всего, в Азии и попавший в Европу примерно в 13 веке. Археологические раскопки могут сместить эту дату в глубь веков, а находка времен Рима с подтвержденной датой была бы фантастическим открытием, как и любой инструмент, обнаруженный в западной части Шелкового пути. Варган появляется в Европе полностью сформированным. Более старыми типами могли быть варганы в форме заколок, позднее обретшие привычную сегодня форму дуги, но пластинчатых варганов пока не найдено. Возможно, они были деревянными и полностью сгнили, но отсутствие каких-либо описаний или упоминаний таких инструментов ставит под сомнение их существование до 1200 года.
В том, что это древний инструмент, никаких сомнений нет. Новые находки делают картину более ясной, но что могло серьезно продвинуть исследования – это связанная воедино информация об археологических находках и этномузыковедческих коллекциях. Торговля вполне могла быть источником распространения. Мы ожидаем новых открытий, которые, я уверен, обязательно будут. Этот инструмент заслуживает дальнейшего изучения, и очень важно, чтобы все свидетельства собирались, предпочтительно, в одном месте.