Иудаизм — религия евреев: история, учение, традиции - Такси №1

Иудаизм — религия евреев: история, учение, традиции

Иудаизм является древнейшей религией, в основе которой лежит почитание Единого Бога в противовес языческому многобожию. Особенность — в строгом этническом характере: возник и развивался в пределах одного народа. Название “иудаизм” религия евреев получила от колена Иуды. В 730-х годах  до Рождества Христова десять колен Израилевых были уничтожены в результате войны. В результате колено Иуды осталось единственным представителем евреев. Соответственно понятия “иудаизм” и “евреи” стали тождественны. 

Важно понимать, что иудаизм – это древнейшая авраамическая (общее наименование для христианства, иудаизма и ислама) религия. Название “авраамическая” она получила в память Завета Бога с Авраамом.  За то, что Авраам последовал Божьему зову и покинул свои земли, ему обещается земля и многочисленное потомство. Бог раскрывает себя как единого Творца и возвещает Свою волю людям. Богом Аврааму были даны этические установления, нормы и правила поведения. Они легли в основу трех религий: иудаизма, христианства и ислама. 

религия евреев
Ортодоксальные иудеи у Стены Плача (Иерусалим)

Религия евреев — особенности

Древние евреи существенно отличались своей верой в Единого Бога от окружавших их народов-язычников. Язычники же поклонялись различным божествам и стихиям (вода, огонь, земля, солнце, луна). Связь иудеев с язычниками считалась недопустимой. Отношение еврейского избранного народа к представителям язычества было крайне нетерпимым.

Так, в библейской книге Исход говорится: “Смотри, не вступай в союз с жителями той земли, в которую ты войдешь, дабы они не сделались сетью среди вас. Жертвенники их разрушьте, столбы их сокрушите, вырубите священные рощи их, [и изваяния богов их сожгите огнем], ибо ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа [Бога], потому что имя Его – ревнитель; Он Бог ревнитель” (Исх. 34:12-16).

Религия евреев строится на книгах Ветхого Завета – Танах, где особое место занимает Пятикнижие Моисея – Тора. Также евреи утверждают, что вместе с письменным текстом Моисеем при общении с Богом была получена Устная Тора (Мишна), которая передавалась долгое время из уст в уста.

В III веке к Письменной Торе были написаны разъяснения на основании Мишны. Эта многотомная  книга получила название Талмуд. В ней прописаны все правила и законы, которых должны строго придерживаться все евреи. Сюда входят не только религиозные трактаты, но и этика, мораль, законы. Читать и толковать Талмуд по иудейскому закону имеют право только евреи. 

Внешним символом иудаизма является «Менора» — семисвечник, о котором упоминается в Библии. Он находился в Скинии и в Иерусалимском храме до его разрушения. Он символизирует Бога, опирающегося на Древо жизни. 

С XIX  века религия евреев получила символ Шестиконечной звезды,  ее еще называют Звездой Давида.

В оформлении синагог активно используют изображения Скрижалей Завета, на еврейском языке носят наименование «лухот а-брит». Это две каменные плиты, на которых написаны 10 Заповедей.

История развития иудаизма

Историю развития иудаизма можно разделить на четыре периода.

Библейский период

Начало своей истории религия евреев берет от сотворения мира Богом до выхода из египетского рабства и переселения в Землю Обетованную – Израиль. В этот период Авраам заключил первый Завет с Богом, в котором признавал Бога Единым. Моисеем во время 40-летнего странствия по пустыни были получены от Бога 10 Заповедей. На их основании и строилась нравственная и практическая жизнь еврейского народа.

Храмовый период

Период, длившийся около 1500 лет и закончившийся примерно во II веке до н. э. Именно в этот период вера в единого Бога получила название “иудаизм”. К этому промежутку времени относится образование еврейского государства с центром в городе Иерусалиме. Во время правления царя Соломона был воздвигнут Храм Божий, куда перенесли и хранили Ковчег Завета. Иерусалимский Храм считался главным духовным центром для иудеев. За время храмового периода Храм был несколько раз разрушен и перестроен. Этот временной промежуток закончился разрушением Храма и порабощением иудеев римлянами-язычниками.

Талмудический (раввинистический) период

Историки расходятся во мнениях стоит ли разделять эти периоды, также нет четких временных границ. Во II – IV веках Писание и Устная Тора были упорядочены и составлен Талмуд. В результате иудейская вера в Единого Бога трансформировалась в набор предписаний, ритуалов, норм и устоев, которые должны неукоснительно соблюдаться представителями иудаизма. Создание современной формы иудаизма приходится именно на этот временной период. В VI – VIII веках храмовые богослужения были заменены общими собраниями в синагогах, во время которых читаются молитвы. Руководят такими собраниями учителя, досконально изучившие Тору и Талмуд– раввины. 

Современный период

Берет свое начало с 1750 года по настоящее время. Современная религия евреев, которую исповедуют современные евреи, не является в точности такой же, что была дана Израильтянам через Моисея и Пророков. Отличается она и от иудаизма до пришествия Мессии – Иисуса Христа. В наши дни они придерживаются верований, которые они сами придумали, исказив Священное Писание, уклонившись от истинного духа Моисея и Пророков. Первая вера есть истинно богооткровенная и является подготовительной ступенью к христианству. А вот ново-иудейская является плодом человеческих измышлений. При этом еврейская диаспора остается максимально сплоченной.

Уникальные иудейские традиции

Иудейские похороны проходили с соблюдением довольно сложных ритуалов. Из жилища умершего убиралась вся домашняя утварь и мебель, родственники рвали одежду на себе. Соседям приходилось выливать все запасы воды. В современном иудаизме церемониал упростился и над покойным читаются молитвы. Цветы носить на могилу не принято, согласно обычаю на нее кладут камешек.

В конце осени или начале зимы отмечается праздник Ханука в память о чуде произошедшем в Храме. Когда греки его разорили и осквернили, иудеи смогли найти только один сосуд с чистым маслом для светильника. Его содержимого хватило бы лишь на один день горения. Но произошло чудо: светильник горел восемь дней. В память об этом событии при наступлении сумерек на окнах домов зажигаются светильники. Причем каждый день добавляют по одному огоньку, до тех пор, число не достигнет 8. В это время нет поста и не оплакивают умерших.