Известняк: происхождение, цвета и способы уплотнения натурального камня
Свежедобытый из каменоломни «порос» несколько мягче, чем вылежавшийся на воздухе. Этим свойством обладают вообще все каменные кальциевые породы.
Из камня «порос» выполнена значительная часть раннеархаической скульптуры афинского Акрополя. Мягкость и хрупкость «пороса» ограничивали размеры скульптуры, заставляли ваятелей создавать скульптуру в обобщенной композиции и отказываться от тонкого моделирования различных деталей, так как пластические особенности, свойственные мрамору, не присущи известняку. Общий вид скульптуры из известняка приближался к деревянной скульптуре.
Происхождение известняков
Известняки представляют собой каменную породу органического происхождения. В морской воде живут самые разные организмы, в том числе корненожки, которые играют большую роль в образовании известняков. Корненожки обладают свойством улавливать из воды растворенную в ней известь и отлагать в своем панцире. Известь улавливают также и ракушки. Из скелетов этих и других мелких организмов и образуются огромные пласты известняков. С течением времени известняковые остатки организмов спрессовываются и превращаются в камень. Условия образования известняков чрезвычайно разнообразны.
Разновидности известняков
Существуют две разновидности известняков:
- Фузулиновые, из твердых скелетных остатков мелких морских животных фузулинов, которые напоминают зерна ржи, по внешнему виду и размерам
- Нуммулитовые, из скелетных остатков морских животных нуммулитов, имеющих округлую форму, напоминающую трех – и пятикопеечную монету, чем объясняется название раковин (нуммулитус по-латыни монета).
Структура известняков
По структуре известняк речной подразделяется на кристаллические, мраморовидные и сахаровидные, органогено-обломочные, обломочные, солитовые и др.
Цвет известняков
Известняки бывают: белые, кремовые, палевые, серые с разными оттенками – зеленоватым, розовым, красноватым и др.
Декоративные качества и сравнительная легкость пластической обработки известняка позволяли применять этот материал в наружном оформлении храмовых построек (Софийский собор XI века и др.).
Известняк не потерял своего значения и в настоящее время. Его применение можно проследить на протяжении многих веков. Декоративная объемная скульптура из известняка нашла благоприятные условия для своего развития в XVIII веке и особенно в начале XIX века в Петербурге и Москве. Примерами скульптуры из известняка являются: декоративная скульптура И.П. Витали «Воспитание» и «Милосердие», скульптуры для Опекунского совета в Петрограде, «Морские нимфы» у главного входа в Адмиралтейство (Ф.Ф. Щедрин), «львы» на стрелке Елагинского острова и др.
Для статуарных целей в настоящее время применяют известняки главным образом белые, кремовые и палевые, плотного строения, мраморовидные и доломитизированные. Некоторые твердые поликристаллические известняки хорошо полируются и похожи в полированном виде на мрамор, почему и носят название мраморовидных.