Как из провального стартапа вырос сервис личных помощников Want
сервис личных помощников появился в 2018 году. Ему можно поручить рутину: забронировать столик, найти билет на самолет, сантехника или курьера, расшифровать аудиозапись встречи или перевести в цифровой вид черновик бизнес-плана на салфетке. Задачу будет выполнять удаленная команда помощников, услуги которой стоят дешевле найма персонального ассистента. Спецкор The Village Иван Сурвилло поговорил с основателем компании Want Даниилом Смирновым.
В 2016 году я работал главным экономистом в банке при ВЭБе, и мой друг сказал, что есть идея, которую они хотят с еще одним человеком реализовать, и есть деньги под эту идею. Это был агрегатор товаров и услуг в мобильном приложении.
Я ушел с работы и стал заниматься этим проектом, но были проблемы. Стартапы вроде Doc+, Qlean, Shelly быстро соглашались присоединиться. У них были небольшие товарные выгрузки: маникюр, педикюр, уборка квартиры, мойка окон. Их не нужно обновлять на предмет товарных остатков, изменения стоимости — взял и поставил. А с крупными поставщиками, к примеру продуктов или детского питания, все было сложно. Мы говорили: «Давайте посмотрим, почему здесь картинки фигово отображаются. А почему описание скачет?» Но дать им заказы мы не могли, потому что клиентов не было. А их не было потому, что я не могу им показывать информацию о товарах плохого качества. Замкнутый круг. Мы долбались с этим, долбались, долбались.
Тем временем в условном Shelly изменились цены. К нам приходит первый клиент, заказывает маникюр за тысячу рублей, а он уже стоит 1 200. В итоге — гонка по замкнутому кругу, не говоря о том, что маркетинговых бюджетов у нас не хватало на конкуренцию с «Яндекс.Маркетом».
Мы пробовали раз за разом, пока не поняли, что мы хреновые маркетологи. Пошли в агентство мобильной рекламы, заплатили им 1,5 миллиона рублей, и они привели нам 22 заказа. Себестоимость одного — 56 тысяч. А выручка — 300 рублей. После этого все окончательно встало на свои места. Мы осознали, что дальше эта бизнес-модель существовать не может.
На этот проект мы потратили около 20 миллионов рублей (среди инвесторов — частные лица, которых Даниил не называет. — Прим. ред.). В штате было два человека: я и мой товарищ Кирилл. Ни у одного из нас нет макбука. Мы работали на Dell за 40 тысяч рублей. Офис — два на три метра без окон. То есть все деньги ушли в разработку и ничего не вышло. Но мы научились делать очень многие вещи, которые помогли нам с Want. Например, нативные оплаты внутри приложения или СRM-система, которая позволяет сегментировать каждого клиента (последние покупки, их число, средний чек, потребительские предпочтения). Теперь это «медицинская книжка» клиента, его «история болезни» — одно из УТП сервиса.
Январь 2018 года, в пустом офисе сидим мы втроем с Кириллом и инвестором, очень долго орем друг на друга, понимаем, что дальше так продолжаться не может. Тогда я говорю: «Слушайте, у меня есть одна идея. Чтобы протестировать, мне нужно, чтобы один месяц нам с Кириллом платили зарплату — это даст мотивацию и деньги на жизнь. Плюс нужно создать телеграм-бот и выделить 15 тысяч рублей на три рекламы по 5 тысяч в телеграм-каналах».