Как подобрать манипулятор? Исчерпывающее руководство
Для удобства и простоты восприятия, разобьём весь процесс выбора на несколько этапов и поговорим о каждом отдельно.
ЭТАП 1. ОПРЕДЕЛИТЕ ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ СПИСОК РАБОТ
На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы:
Что и в каком количестве планируется перевозить;
В каких условиях будут проводиться погрузка и разгрузка: расстояние от автомобиля до места разгрузки, необходимость поднимать груз на высокие этажи или опускать в ямы, котлованы.
Зная ответы на эти вопросы, а так же присовокупив к ним пожелания к шасси автомобиля, настаёт время обращаться к производителю автомобилей. Говоря о пожеланиях, мы имеем в виду наличие в парке покупателя автомобилей определённой марки, необходимость использования полноприводного или вездеходного шасси.
Теперь, совместно со специалистами, можно приступать ко второму этапу.
ЭТАП 2. ОПРЕДЕЛИТЕ ДОСТАТОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КМУ
Здесь нам хотелось бы сказать несколько слов о характеристиках крана-манипулятора, относящихся к его способности поднимать грузы и об их значении.
Основных характеристик — две. Максимальный вылет стрелы и грузовой момент крана.
Грузовой момент крана-манипулятора, измеряется в тм (тоннах на метр), — характеристика, по которой судят о грузоподъёмность крана на конкретном вылете. К примеру, если работа манипулятора будет заключаться в подъёме поддонов с кирпичами массой 2 500 кг на вылете 5 метров, то грузовой момент должен быть более 5м*2,5т=12,5тм. Более — потому что мы не учли собственную массу стрелы, которую тоже нужно будет поднять.
В зависимости от значения, краны-манипуляторы урал бортовой +с кму условно подразделяются на лёгкий (до 10-12 тонн на метр), средний (до 30-40 тонн на метр) и тяжёлые.
Точные значения грузоподъёмности показываются в буклетах и на диаграммах грузовысотных характеристик.
О ВЫЛЕТЕ СТРЕЛЫ
Базовый вылет стрелы складного КМУ (складывающегося за кабиной) составляет 8 метров. Такой длины, как правило, достаточно для погрузки-разгрузки бортового автомобиля с пяти-семиметровой платформой. И, что также важно, гидроманипуляторы с восьмиметровой стрелой практически всегда есть на складах поставщиков крано-манипуляторынх установок.
Однако, для работы с полуприцепами или для погрузки-разгрузки на удалении от автомобиля могут понадобиться манипуляторы с большим вылетом: 10, 12, 14 и более метров, а на очень тяжёлых манипуляторах — до 30 метров. Выбор таких манипуляторов на складах поставщиков всегда невелик, иногда даже может потребоваться время на производство и доставку подобного манипулятора.
Также здесь стоит упомянуть, что часто имеется возможность нарастить длину стрелы манипулятора дополнительными секциями с ручным выдвижением, эксплуатация которых довольно неудобна: перед началом работы придётся опускать стрелу, выдвигать вручную и фиксировать стрелу в выдвинутом положении. И, соответственно, выполнить эти операции в обратном порядке после завершения работ.
Базовый вылет стрелы лёгких тросовых манипуляторов, обыкновенно, также составляет 8 метров, однако средние и тяжёлые манипуляторы, как правило, имеют вылет в 15-22 метра.
ОЧЕНЬ ВАЖНО. При работе с весами близкими к предельным, необходимо учитывать габариты груза. Так, например, манипулятор, способный погрузить и выгрузить мини-погрузчик массой около 3 тонн, может быть недостаточен для работы с бытовкой массой около 2,5 тонн: из-за её размеров траектория подъёма будет более широкой и, следовательно, крану-манипулятору, придётся работать на большем вылете стрелы.
Теперь, обладая всеми вышеизложенными знаниями, нам предстоит выбор принципиальной схемы крана-манипулятора: гидравлического складного или тросового.
ЭТАП 3. ВЫБЕРИТЕ ТИП КМУ И ЕГО ПОЛОЖЕНИЕ НА РАМЕ
О преимуществах и недостатках каждой из схем известно довольно много, однако мир меняется и, например, высокая цена тросовых тех времён, когда на рынке России царил японский Unic, с приходом корейских Dong Yang, Soosan и Kanglim, ушла в прошлое.
Давайте подробно разберем все плюсы и минусы каждой из схем манипуляторов, после чего Вы сможете выбрать, наиболее подходящий для Вас вариант.
ТРОСОВЫЕ МАНИПУЛЯТОРЫ
Стрела тросового манипулятора — телескопическая, может опускаться и подниматься, но не может складываться. Мы считаем, что этот тип манипулятора хорош для строителей: поднять груз на высокий этаж, опустить в котлован, поработать автокраном. Однако, подробнее.
Преимущества тросовых манипуляторов:
равномерное распределение массы манипулятора между осями — центр масс крана находится существенно ближе к задней тележке автомобиля;
большой максимальный вылет стрелы (20 и более метров) в базовом варианте для грузоподъёмных моделей;
высокая надёжность. На самом деле любые краны-манипуляторы при регулярном обслуживании и надлежащем обращении — очень надёжные механизмы, но конструкция тросового манипулятора проста и, стало быть, ещё более надёжна по сравнению со складным;
высокая скорость работы на больших вылетах;
наличие лебёдки позволяет работать за препятствием (забором, строением, автомобилем), работать ниже уровня земли, производить подъём и опускание груза вертикально, например, в люк, колодец, яму, также важно, что опускание происходит очень мягко, что часто может быть использовано в строительстве;
возможность работы с поста управления — практически все грузоподъёмные тросовые манипуляторы штатно оборудованы комфортабельным местом работы оператора — сидением и пультом управления у основания стрелы;
Недостатки тросовых манипуляторов:
основной недостаток — невозможность компактно сложить стрелу в транспортном положении не позволяет перевозить крупногабаритные грузы — следует понимать, что частый перевод стрелы в положение «над кабиной» гарантированно «убъёт» передний мост и резину — предельно допустимая нагрузка на ось будет превышена;
несмотря на упомянутую выше надёжность, ремонт вышедшей из строя системы телескопирования может обойтись очень дорого;
сильная раскачка габаритных грузов, которая не компенсируется плавностью работы телескопического механизма стрелы.