Как устроена АЗС? Простые факты, о которых вам нужно знать!
Каждый из вас наверняка знает, что на АЗС можно заправить автомобиль, а также воспользоваться различными услугами начиная от туалета и заканчивая ночлегом, душем и горячим ужином. Современные автозаправочные комплексы уже давно перестали быть похожими на заправки из нашего прошлого, когда стояла колонка и будка с оператором — королевой бензоколонки. При этом в принципиальной технологической схеме АЗС особых изменений не произошло. Давайте разбираться в чём суть устройства современной трк азс.
Топливо в бак автомобиля попадает через топливораздаточный кран или, как его ещё называют, пистолет, который присоединен через рукав к топливораздаточной колонке (ТРК). Современные колонки имеют два пистолета на один вид топлива и выдача топлива при этом осуществляется на обе стороны ТРК. В ряде случаев ТРК может иметь всего один пистолет и выдавать только один нефтепродукт.
ТРК могут быть как многотопливными, когда на каждой стороне находится от двух до пяти видов топлива, так и однотопливными, когда на колонке выдаётся только один вид топлива. Колонок на АЗС может быть разнообразное количество, всё зависит от конкретного расположения АЗС (современные АЗС как правило имеют не менее двух ТРК, выдающих топливо на обе стороны, трассовые АЗС имеют 4-6 таких колонок).
Для удобства стороны ТРК имеют сквозную нумерацию (первая колонка будет иметь нумерацию сторон 1 и 2, вторая — 3 и 4 и т.д.). Нумерация наносится на сами ТРК и на колонны таким образом, чтобы оператору были видны все колонки и автомобили, стоящие возле колонок.
ТРК через систему технологических трубопроводов соединяются с резервуарами хранения топлива, расположенными в основном подземно. Существуют и контейнерные АЗС где резервуар и ТРК располагаются в едином блоке-контейнере, также есть АЗС с наземным расположением резервуаров, но их немного. Все современные АЗС имеют заглубленные резервуары, которые могут располагаться как непосредственно под ТРК (блочные или портальные АЗС), так и располагаться удаленно от ТРК в резервуарном парке.
В зависимости от удаления ТРК от резервуара хранения топлива они могут быть всасывающими, когда насос подачи топлива располагается в корпусе ТРК, и напорными, когда насос подачи топлива располагается непосредственно в резервуаре. Работу всасывающих ТРК отчетливо слышно по работе насоса находясь возле колонки. Работу же напорной ТРК можно вообще не услышать из-за внешнего шума, при её работе раздаются тихие щелчки работы измерителя объема.
Резервуары хранения топлива могут иметь различный объём в зависимости от реализации АЗС, слишком маленький объём хранения топлива при большой реализации может привести к простою АЗС из-за несвоевременной поставки.
Топливо на АЗС доставляется автомобильными цистернами — бензовозами с нефтебазы, на нефтебазу топливо в свою очередь попадает из железнодорожных цистерн с нефтеперерабатывающих заводов. Поставщик топлива на АЗС указывается в паспорте качества нефтепродукта, который прикладывается к каждой партии, поставляемой на АЗС.
ТРК управляются оператором АЗС через контроллер или автоматизированную систему управления (АСУ АЗС), через которую производятся все операции (прием и отпуск топлива, приёмка и реализация товаров магазина). К контроллеру или компьютеру АСУ АЗС подключается контрольно-кассовая машина для печати чеков и передачи данных о реализации в налоговые органы. Все данные о реализации АЗС передаются в бухгалтерскую службу предприятия для контроля и проведения отчетных мероприятий.