Как устроена карго доставка из Китая
Почему задержки груза в пути — неизбежное зло, в котором нет виноватых
По пути из Китая в Россию груз порой задерживается. На то бывают разные причины — затянувшийся досмотр, проверки на таможне, ситуация на дорогах, очереди на складах, китайский Новый год… Внесли свою лепту и ограничения, связанные с пандемией коронавируса.
Когда груз задерживается в пути, клиенты обижаются.
Проблемы возникают, потому что клиенты не знают, как устроена карго-доставка. Рассказываем, как происходит доставка груза из Китая в Россию.
Посредник ≠ перевозчик
Когда клиент заказывает товар из Китая через посредника, с его помощью решает вопрос в том числе и доставки. Рассмотрим ситуацию — клиент заказал весь набор услуг от покупки и выкупа товара до его доставки и получения на складе посредника в России. На всех этапах работы с заказом клиент имеет дело исключительно с посредником. Поэтому и доставку груза считает подконтрольной ему. Но это не так.
На всех этапах от поступления груза на склад перевозчика в Китае до доставки на наш склад в России ситуацией владеет только перевозчик. А мы располагаем лишь информацией, которой он с нами делится
Посредник и перевозчик — это разные роли. Мы как посредник берем на себя организацию доставки груза, но не занимаемся ей непосредственно. Груз доставляют транспортные компании. Когда клиент заказывает доставку карго из Китая через нас, соприкасается только с нами. Транспортная компания с ним дел не имеет. Она выполняет наш заказ — доставляет грузы из Китая в Россию. На все, что касается доставки и факторов, от которых зависят ее сроки, мы повлиять не можем. Мы располагаем только той информацией, которую нам предоставляет перевозчик.
Обычно перевозчик сообщает нам, что груз с такими-то номерами заказов будет в Москве через три-четыре дня. Обычно перевозчики делают это, когда груз пересекает границу Казахстана и России. Все, что мы знаем, пока не получили сообщение — дату, когда груз отбыл с нашего склада, и что он находится где-то между ним и казахско-российской границей.
Раньше один из перевозчиков предоставлял трек-код, который позволял следить за грузом в режиме реального времени. Это очень нравилось и нам, и конечным клиентам. Но года полтора назад перевозчик от этой практики отказался.
«А разве нельзя спросить перевозчика, где мой груз?»
Многие клиенты в ситуации, когда груз задерживается, недоумевают. Они рассуждают: перевозчик должен знать, в какой машине находится каждый груз, а где находится конкретная фура, можно отследить по GPS. Скорее всего, перевозчики отслеживают местоположение фур. Но вот делиться этой информацией с нами и другими клиентами не торопятся.
На рынке доставки груза из Китая в Россию работают в среднем 3-5 перевозчиков. Это крупные игроки, которые взаимодействуют преимущественно с посредниками. Для них клиенты — мы и другие посреднические компании. Наш конечный клиент работает с нами и с перевозчиком не соприкасается. Поэтому и крайние для него всегда мы.
Грузопоток из Китая в Россию — десятки тысяч конечных клиентов, сотни тысяч тонн груза и миллионы позиций — от крупной партии ценой в миллионы рублей до пробного образца за несколько сотен. Отследить каждую позицию в этом потоке нереально. В этом случае перевозчикам придется целыми днями только и отвечать на запросы.
Поскольку мы работаем с основными перевозчиками между Китаем и Россией давно и постоянно заказываем большие объемы доставки, у нас сложились особые отношения. Перевозчики готовы делиться с нами информацией о конкретном грузе. Но не в постоянном режиме, а по запросу и только в экстренных ситуациях. Если будем спрашивать по каждому заказу, они перестанут делиться с нами и той информацией, что предоставляют.