КАК ВЫБРАТЬ БУКВАРЬ ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА ЧТЕНИЮ
Букварь для детей – первая книга, которая поможет дошкольнику запомнить начертание букв, усвоить произношение звуков, научит сливать отдельные звуки в слоги, читать небольшие тексты и понимать их смысл. Современный книжный рынок предлагает 1001 пособие по обучению, но как определиться в этом многообразии и выбрать то, что нужно? Познакомимся с букварем поближе.
ЧТО ЭТО ЗА КНИГА?
Часто букварь ставят на одну ступень с азбукой, но это неверно. Эти пособия отличаются исполнением и выполняют разные функции. Азбука – это собрание букв в алфавитном порядке, по которому можно выучить начертание и название букв, а также произношение звуков.
По сути, это алфавит, иллюстрированный картинками. Азбука издается в виде книг, плакатов, бывает также «говорящая азбука» — звуковой плакат с динамиком и кнопками. Букварь – это тоже собрание букв, но буквы могут идти не по алфавиту. Помимо знакомства ребенка с буквами и звуками, основное назначение букваря — научить дошкольника читать и понимать смысл прочитанного.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Первой печатной книгой для обучения чтению был вовсе не букварь. Это была азбука, а появилась она во времена Ивана Грозного. В 1574 году русский печатник Иван Федоров, вынужденный уехать из Московии во Львов (тогда еще на территории Польши), напечатал первую восточнославянскую азбуку. Сегодня в мире есть один экземпляр этой книги, который хранится в библиотеке Гарвардского университета (США). Первая в мире книга с названием «Букварь» была издана в 1618 году в Великом княжестве Литовском. В 1634 году московским печатником был напечатан «Букварь языка Словенска». Буквари с тех пор составлялись по буквослагательному методу. В 1864 году великий русский педагог К.Д. Ушинский ввел азбуку, построенную на аналитико-синтетическом звуковом методе обучения чтению и письму. Этот метод пришел на смену буквослагательному, но букварь Ушинского впоследствии был неоднократно усовершенствован и переработан.
КОГДА РЕБЕНКУ НУЖЕН БУКВАРЬ?
Мы разобрались, что такое букварь, чем он отличается от азбуки, и теперь стало ясно: именно это пособие сможет научить ребенка читать. А в каком возрасте знакомить дошкольника с букварем? Возраст от 4 до 6 лет считается оптимальным для обучения чтению. Это вовсе не означает, что нельзя познакомить с буквами или научить читать ребенка младше. Просто большинство детей воспринимают буквы и понимают их суть только после 4 лет. Другие же к 4 годам успешно читают по слогам. Букварь полезен для детей любого возраста, если он выбран правильно. Пользу от знакомства дошкольника с этой книгой сложно переоценить: запоминание внешнего образа буквы и произношения звука; формирование связи «буква — картинка», так как в дошкольном возрасте дети мыслят образами, а не словами или понятиями; зрительное запоминание слогов, а не только отдельных букв; понимание текста, прочитанного вслух самим ребенком.
Букварь – это не алфавит с картинками, а продуманное пособие по обучению чтению, разработанное с учетом возрастных особенностей.
ВЫБИРАЕМ «ПРАВИЛЬНЫЙ» БУКВАРЬ
Чтение будет приносить радость, если не превратится в урок, а родитель — в требовательного учителя. Как мы знаем, лучше всего дети учатся в игровой форме. Для успешного занятия нужно подобрать книгу, которая заинтересует дошкольника, не покажется ему сложной, но и не будет скучной. Вот несколько простых советов, как это сделать.
ПОСОБИЕ ДОЛЖНО ПОДХОДИТЬ РЕБЕНКУ ПО ВОЗРАСТУ
Возраст обозначается специальной маркировкой на обложке или указывается в названии. Так, «Букварь для малышей от двух до пяти» Е. Бахтиной вряд ли заинтересует ребенка 6-7 лет, а «Букварь» В. Степанова с маркировкой «6+» не подойдет для самых маленьких читателей. Если вы сомневаетесь в выборе, возьмите «Букварь» Н.С. Жуковой. Он подходит детям с нуля до самой школы, и за многие годы зарекомендовал себя среди родителей и педагогов как лучший букварь для детей, в том числе с логопедическими нарушениями.
КНИГА ДОЛЖНА СООТВЕТСТВОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТЯМ ДОШКОЛЬНИКА
Ориентируйтесь на речевые возможности ребенка. Если он хорошо говорит и произносит все звуки родной речи, выбор книг достаточно велик. Если же у дошкольника имеются логопедические проблемы, то лучше выбрать букварь, составленный логопедом и учитывающий определенные речевые особенности. В этом смысле выигрывает букварь Н.С. Жуковой, так как он составлен не просто логопедом, а кандидатом педагогических наук. Помимо этого, автором разработано много пособий для коррекции речи до занятий по букварю и для последующего улучшения качества чтения, например, «Я говорю правильно», «Первая после букваря книга для чтения», «Уроки логопеда», и другие пособия.