Как выбрать фильтр для очистки сжатого воздуха?
Перед выбором фильтра, нужно разобраться, зачем очищать сжатый воздух, а также определиться, какая степень очистки необходима для текущего технологического процесса.
Производственные процессы требуют применения чистого и осушенного сжатого воздуха. Попадание частиц масел, влаги, пыли из компрессора в пневматическое оборудование может нанести вред не только технике, но и повлечь за собой брак конечного продукта.
В качестве примера можно рассмотреть очистку небольших деталей или кузова автомобиля с помощью пескоструйного оборудования. Попадание на их поверхность паров влаги или смазочного материала из компрессора вместе со сжатым воздухом может вызвать коррозию автомобильной детали.
Виды примесей в сжатом воздухе и негативные последствия, к которым они приводят:
Состояние загрязнителя | Разновидности | Негативные последствия |
Аэрозоли, пары | Влага, пары химических соединений | Коррозия и окислительные процессы на металлических поверхностях, повреждение конечного продукта, загрязнение окружающего воздуха |
Твердые частицы | Органические соединения, песок, пыль | Отложение грязи на поверхностях оборудования, засорение трубопроводов, механическое воздействие (царапины, сколы и др.) на конечном продукте |
Микроорганизмы | Грибки, вирусы, бактерии | Появление наростов (продукты жизнедеятельности микроорганизмов) внутри пневматического оборудования, попадание микроорганизмов на конечный продукт (например, на медицинское оборудование) |
Масло | ГСМ, жировые соединения | Окислительные реакции вызывают порчу оборудование или брак конечного продукта |
Каждый из вышеперечисленных типов загрязнителей по-разному влияет на тот или иной технологический процесс, но наиболее негативными считаются влага и масляные пары, так как под влиянием температуры и давления они могут менять свое физическое состояние (переходить из жидкого состояния в газообразное, и наоборот). Поэтому работа большинства производимых фильтров направлена на улавливание именно этих примесей.
Установка фильтров очистки сжатого воздуха на входе в пневматическое оборудование позволит избежать:
- Выхода из строя пневмотехники,
- Снижения производительности технологических процессов на предприятии,
- Исключения простоев, возникновения аварийных ситуаций,
- Появления брака конечного продукта,
- Снижения общепроизводственных расходов на ремонт оборудования, сервисное обслуживание техники.
2Насколько чистый воздух нужен для производства?
Чтобы понять, какая степень очистки сжатого воздуха требуется для работы, следует оценить используемое оборудование и производственные процессы, в которых оно задействовано. Каждый технологический процесс требует определенный уровень фильтрации сжатого воздуха, поэтому именно этот показатель является определяющим при выборе подходящего фильтра.
Например, для пневматического инструмента, работающего на сжатом воздухе, используют стандартный сухой фильтр, который удаляет твердые частицы размером до 0,01 мкн. Но если необходимы сложные покрасочные работы или использование сжатого воздуха в медицинских целях, то наличие в рабочей среде влаги или масляных паров – недопустимо. В таком случае, целесообразно использовать фильтр с активированным углем.Более подробно все расписано в ГОСТе 17433-80 «Промышленная чистота. Сжатый воздух. Классы загрязненности (с Изменением N 1)». Там сжатый воздух подразделяется по объему содержания в нем влаги, масла, твердых частиц на классы (от 0 до 14) для каждого вида инструмента.
3Способы фильтрации загрязняющих веществ
1. Удаление аэрозолей и паров
Чтобы исключить попадание газов и жидких веществ в пневматическое оборудование применяют фильтры двух типов — коалесцирующие фильтры для очистки сжатого воздуха и фильтры адсорбирующие. Рассмотрим их подробнее.
Для удаления паров из сжатого воздуха, который поступает из компрессора в пневматическое оборудование, используют специальные паровые фильтры. Их применяют, чтобы исключить появление запахов или испарений при определенных технологических процессах, например, при обработке медицинских инструментов.
Для удаления капель влаги и мелких твердых частиц применяют коалесцирующие фильтры. Данный вид фильтра малоэффективен для удерживания паров, зато хорошо удерживает мельчайшие капли, которые в процессе очистки сливаются в более крупные и отводятся в специальные водосборники. Таким образом, сжатый воздух после коалесцирующих фильтров становится не только чистым, но и сухим.
Магистральные фильтры UD+ с технологией «два в одном» снижают энергопотребление на 40%. Лучшие показатели чистоты воздуха в своем классе. UD+ снижает потери давления на 40%, что на 40% повышает энергоэффективность по сравнению с классической комбинацией магистральных фильтров. Благодаря использованию технологии «два-в-одном» эти фильтры занимают меньше места и их проще устанавливать. Подходят для эксплуатации в условиях дефицита пространства.
Благодаря конструкции фильтрующего элемента фильтра UD+, вы получите такое же высокое качество воздуха, как при использовании двух стандартных магистральных фильтров. Технология фильтрации Nautilus гарантирует отсутствие трещин в фильтрующем элементе, так как он расположен вокруг фильтра. Магистральные фильтры UD+ эффективно снижают содержание масляных аэрозолей, пыли и капель влаги в потоке сжатого воздуха за счет двух этапов фильтрации (DD+ и PD+), объединенных в один.
Для удаления масляных соединений (капель и паров) используют метод адсорбции. Чаще всего в фильтрах в качестве адсорбирующего элемента применяют активированный уголь, который эффективно связывает и удерживает мельчайшие частицы паров и масел. Со временем загрязнители покрывают всю поверхность фильтрующей среды, которую при необходимости заменяют на новую. Для получения наибольшего эффекта от такой очистки, после адсорбирующего фильтра целесообразно использовать пылевой фильтр, чтобы угольная пыль не попала в пневматическое оборудование.