Как выбрать крепёж - Такси №1

Как выбрать крепёж

Под крепежом понимаются детали определенного рода, предназначенные для соединения элементов создаваемых/ремонтируемых конструкций. Все метизы (так сокращенно называют крепежные элементы – аббревиатура словосочетания «металлические изделия») должны соответствовать определенным требованиям, установленным отечественными либо общепринятыми зарубежными стандартами. В настоящее время действует большое количество нормативных документов, содержащих набор характеристик на крепежные детали. В ГОСТе 27017-86 указаны наименования всех существующих метизов, а также их разновидности. Но этим стандартом дело не ограничивается. Практически, на каждый крепеж разработан свой ГОСТ с перечнем выдвигаемых требований. Чтобы корректно подобрать подходящую деталь, нужно разобраться в разновидностях метизов и назначении каждого из них.

ТИПЫ СТРОИТЕЛЬНОГО КРЕПЕЖА

Весь используемый сегодня строительный крепеж подразделяется на две большие группы. Детали, входящие в первую, позволяют создавать разъемные соединения. Остальные, формирующие неразъемные соединения, образуют вторую группу. Указанное деление, конечно же, носит условный характер с точки зрения нумерации.

Также при выборе крепежных элементов следует учитывать, что существует такой критерий, как размер резьбы. По этому признаку они подразделяются на:

  • метрические с внутренней резьбой – гайки, и детали с резьбовым стержнем – это болты и различные винты;
  • детали со специальной резьбой – анкерные болты, изделия с коническим наконечником – шурпы, самонарезающие винты (проще говоря, саморезы) и т.д.

ВЫБОР КРЕПЕЖА С МЕТРИЧЕСКОЙ РЕЗЬБОЙ

Наиболее востребованным является купить крепеж с доставкой с метрической резьбой. С описания его видов и их сфер применения будет целесообразным начать рассмотрение вопроса выбора деталей, подходящих для формирования конкретного соединения.

Болты

За не одно столетие службы человеку болты прошли значительный путь эволюции. Наряду с расширением перечня видов, они обретали все большую надежность и функциональность.

bolty.jpg

В зависимости от предназначения болты образуют следующие группы:

  • машиностроительные. Применяются в строительной сфере и в отрасли машиностроения для формирования соединений, подверженных воздействию значительных нагрузок. Прочностные характеристики таких болтов должны соответствовать требованиям классов 12.9; 10.9; 9.8; 8.8; 6.8; 6.6 и 5.8;
  • норийные. Свое наименование эти метизы получили благодаря использованию для крепления ковшей на транспортирующей ленте ковшового элеватора, называемого норией. Шляпка болта норийного отличается особой конструкцией. Сверху она плоская, а нижняя (читай, опорная) поверхность – полусферическая с двумя шипами. Такая конструкция препятствует проворачиванию болта после его закрепления на резиновой транспортирующей ленте;
  • лемешные. Конструктивное исполнение болтов данного типа включает металлический стержень с частичной резьбой, потайную круглую головку и четырехгранный подголовник. Применяются эти метизы для скрепления компонентов сельскохозяйственных агрегатов, в частности, когда возникает необходимость в монтаже на них навесного оборудования;
bolty lemeshnye.jpg
  • дорожные. Эти болты состоят из ножки/стержня с полной резьбой, полусферической головки и подголовника четырехгранной конфигурации. Используются для сборки дорожных заграждений, выполненных из металла. Для повышения устойчивости к воздействию неблагоприятных природных явлений могут подвергаться оцинковке;
  • мебельные. Конструкция мебельных болтов, практически, идентична предыдущему варианту. Отличие заключается в нанесении на стержень в данном случае неполной резьбы. А головка все та же сферическая с тем же четырехгранным подголовником. Об особенностях установки мебельного болта можно узнать, просмотрев видеоролик.
bolty mebelnye.jpg

Для его воспроизведения курсор нужно навести на картинку, которая размещена выше, а затем действовать по высветившейся подсказке.

  • Винты. Металлургическая промышленность производит сегодня много видов данных крепежных изделий. Рассмотрим лишь наиболее ходовые модели и особенности их применения.
  • Винты с плоской шляпкой. Используется крепеж данного вида при производстве промышленного технологического оборудования, бытовой техники и в автомобилестроении. Делая выбор винтов с плоской необходимо принимать во внимание установленные ГОСТом P ИCО 1518-2013 их размерные характеристики:
    • диаметр метрической резьбы: min M1,6; max M10;
    • длина стержня номинальная: от 2 мм до 80 мм.
  • Винты с полусферической шляпкой. В теле головки таких винтов проделан глубокий шлиц. В частности, нормы ГОСТа ІSО 7380-1-2014устанавливают его шестигранную конфигурацию. Но допускаются варианты с плоским и крестообразным шлицем. Конструкция головки предоставляет техническую возможность применять в соединении одно- и двухвитковые пружинные шайбы, что увеличивает его надежность. Размеры винтов данного типа по вышеуказанному ГОСТу такие:
vinty s polusferichesloy shlyapkoy.jpg
  • диаметр метрической резьбы от M3 до M16;
  • длина стержня номинальная: минимум – 6 мм; максимум – 90 мм
  • Винты с потайной головкой. Данные крепежные изделия нашли широкое применение в машиностроительной отрасли, сфере строительства, приборостроении и в других направлениях промышленного производства. Потайная головка обеспечивает привлекательный внешний вид соединения и его безопасность для окружающих за счет отсутствия выступающих фрагментов. Положения ГОСТа 17475-80 устанавливают следующие размерные характеристики винтов данного типа:
vinty s potaynoy golovkoy.jpg
  • диаметр метрической резьбы: min M1; max M20;
  • общая длина изделия: минимум 2 мм; максимум 120 мм.
  • Винты с полупотайной шляпкой Эти крепежные детали применяются в мебельной индустрии, автомобилестроительной отрасли, машино- и приборостроении для соединения деталей и узлов технологического оборудования и, в целом, элементов вновь создаваемой конструкции. Ниже приведены основные размеры винтов с полупотайной шляпкой, установленные ГОСТом17474-80. .
    • Диаметр метрической резьбы: от M1 до M20.
    • Общая длина винта: min 2 мм; max 120 мм. Шляпка этих винтов погружается в материал не полностью, а частично. Такое решение вполне допустимо при сопряжении элементов конструкции, на которые будут воздействовать при эксплуатации не слишком большие нагрузки.
  • Гайки. Металлургические предприятия производят большое количество разновидностей гаек. Рассмотрим лишь наиболее востребованные.
    • Шестигранные. Производство и технические характеристики гаек с шестью гранями нормирует Государственный стандарт №5915, принятый в 1970 году. Его действие распространяется на подобные крепежные детали, изготовленные с нормальной точностью (это класс «B»). Данным ГОСТом установлены следующие диапазоны технических характеристик гаек шестигранных:
      • диаметр метрической резьбы (номинальный): минимум 1,6 мм; максимум 48 мм;
      • высота грани: от 1,3 мм до 38 мм;
      • размер под ключ: min 3,2 мм; max 75,0.
    • Корончатые. В гранях этих гаек проделаны вертикальные прорези. В стержне сопрягаемого болта имеется специальное сквозное отверстие. После навинчивания гайки через прорезь в это отверстие продевается шплинт, что придает соединению дополнительную надежность. Основные технические характеристики корончатых гаек выглядят так:
koronchatye.jpg
  • диаметр метрической резьбы: от M4 мм до M48;
  • размер под гаечный ключ: минимум 7,0 мм; максимум 75,0 мм;
  • количество прорезей: на каждой грани по одной, то есть всего их 6 штук.
  • Колпачковые. Метизы данного типа применяются там, где к эстетичности соединения предъявляются высокие требования. Их производство регламентируется положениями ГОСТа 11860-85. Этот стандарт устанавливает следующие диапазоны основных рабочих параметров гаек колпачковых:
    • диаметр резьбы номинальный: min M3; max M24;
    • размер под гаечный ключ: минимальный 5,5 мм; максимальный 36,0 мм;
    • общая высота, включая колпачок: от 7,5 мм до 42,0 мм.
  • Гайки-барашек. Такие гайки используются при необходимости затянуть либо, наоборот, отпустить резьбу разъемного соединения без применения соответствующего инструмента.