Как выбрать самокат правильно
История самокатов уходит в далекую древность. Есть некоторые сведения, что еще до нашей эры ими пользовались египтяне, о чем свидетельствуют изображения на фресках. Правда, это лишь теории, так как по другим версиям, на фресках все же разновидность колесницы. Но совершенно очевидно, что на гравюрах XIX века изображены джентльмены, катающиеся на самокатах.
По мнению части экспертов, первым изобретателем самостоятельно катящегося устройства стал в конце XVIII в. немецкий мастер каретного дела Михаэль Касслер, который приделал два колеса к доске, на которой можно было стоять. В конструкции Михаэля отсутствовал руль, поэтому часть историков оспаривает то, что ее можно называть самокатом, и приписывает его создание лесничему из Германии Карлу фон Дрезу, который в 1817 г. изобрел прототип велосипеда, но без педалей. Конструкция фон Дреза состояла из двух колес, дощечки между ними и руля, соединенного с передним колесом. Джентльмены садились поверх рамы и передвигались, отталкиваясь ногами от мостовой. Эти устройства получили название – дрезина, – по фамилии изобретателя, и приобрели огромную популярность практически по всему миру. На них катались в Америке, во Франции, в Великобритании, Германии. В России дрезину назвали «самокат», во Франции ее именовали «velocipede», а в Англии – «dandy horse». В разных странах конструкцию дополняли различными модификациями, например, в Германии стали ставить на деку сидение. В 1839 году шотландец по фамилии Макмиллан приделал к раме педали. Так родился первый велосипед, который долгое время в некоторых странах продолжали называть самокатом, потому что он отчасти катился сам.
Первоначальная идея Михаэля Касслера в дальнейшем претерпела изменения – к дощечке с колесами добавился руль, как на дрезине. Швейцарский банкир Вим Оботер сделал первый складной самокат, после чего устройство стало еще более популярным, так как давало возможность быстро передвигаться по городу, а после прибытия к месту назначения компактно складывалось и убиралось в чехол. В начале XX века, в 1915 г., в Америке впервые установили на самокате спб электрический двигатель.
КОНСТРУКЦИЯ САМОКАТА
Классическая конструкция достаточно проста. Она состоит из доски или планки, которая называется дека, и двух колес. Переднее соединено с подвижной рулевой стойкой. Заднее имеет жесткую фиксацию с доской и оснащено тормозом.
Рама, соединяющая деку с рулем и колесами, изготавливается из разных материалов:
- сталь – самый надежный и дешевый вариант, но наиболее тяжелый;
- алюминий – гораздо легче, более устойчив к коррозии, но не обладает достаточной прочностью;
- магниевый сплав – идеальное сочетание небольшого веса и долговечности, но дорогой.
Дека – это продольная планка, на которой стоит человек во время движения. Она может быть:
- цельносовмещенная с рамой, что является наиболее надежным и прочным;
- разборная, у которой платформа крепится к раме;
- гибкая, с деревянной платформой, закрепленной между металлическим каркасом.
Съемная дека позволяет заменять отдельные детали, но менее прочная. Гибкая – пружинит и облегчает движение по неровным дорогам, но требует затрачивать больше усилий при толчке.
Поверхность у любой деки покрыта накладкой из резины или наждачки для предотвращения скольжения ноги.
Дека бывает разной длины. Чем она короче, тем маневреннее самокат, и тем проще передвигаться на нем в толпе, по узким улицам и дорожкам с крутыми виражами. Но самокатом с короткой декой сложнее управлять, требуется больше опыта, чтобы удержаться и не упасть. Поэтому для начинающих предпочтительнее средняя длина деки.
Как определить оптимальную длину?
У средней деки несущая нога, стоящая на самокате, располагается всей ступней на доске, упираясь носком в основание рамы или складной механизм. Толчковая нога, приставляемая во время самостоятельного движения самоката к пятке опорной ноги, должна поместиться на доске примерно на 1/3 стопы. То есть пальцы стопы находятся на доске, а пятка подвисает над тормозом, расположенным над задним колесом. На укороченной деке помещается только одна нога, вторая прижимается к ней и находится над задним колесом. Длинная дека – когда вторая нога может поместиться на ней половиной ступни или полностью. На самокате с очень длинной декой взрослый человек может встать вместе с ребенком. Длинные деки, на которых можно стоять двумя ногами, как правило, у электросамокатов. Их не нужно приводить в движение, отталкиваясь ногой от дороги, и ехать, стоя на одной ноге все время, будет не удобно.
Второй важный параметр – высота расположения деки над землей. Чем она больше, тем проще преодолевать бордюры и неровности, но при этом повышается нагрузка на опорную ногу из-за необходимости глубокого приседания при толчке.