Как выбрать школу программирования для ребенка
Прежде чем понимать, на что стоит обращать внимание при выборе школы программирования для детей, давайте разберемся, а зачем вообще детям изучать программирование.
Изучение программирования способствует развитию логического мышления. Это пригодится ребенку в школе — ему будет гораздо проще осваивать точные дисциплины: математику, алгебру, геометрию и др. К тому же с помощью логики можно научиться понимать суть процессов и явлений, а это навык, который пригодится вообще всегда — и в работе, и в жизни.
Ведь не просто так Стив Джобс сказал: «Каждый человек должен учиться программировать, потому что это учит нас думать».
А еще раньше подобное говорил Михаил Ломоносов: «Математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит» — подразумевая, скорее, именно логику как неотъемлемую часть математики, а не саму математику в целом.
У ребенка формируются и другие качества, не менее ценные, чем логика: интеллект и усидчивость — когда ребенок пишет код и отлаживает его, внимание и концентрация — написание кода требует сосредоточенности на задаче, творческие способности — при разработке дизайна, создании мультфильмов или анимаций.
Программирование — это важнейший в современном мире навык, который пока не преподается в большинстве школ. Информатика как школьный предмет ограничивается изучением устройства компьютера и офисных программ, ну максимум — освоением устаревших Basic и Pascal. А этого в эпоху цифровых технологий, мягко говоря, уже недостаточно.
Изучение программирования формирует потенциал ребенка и готовит его к будущему. Профессионалы в сфере IT очень востребованы. И даже если ребенок не станет программистом, приобретенные soft skills пригодятся ему в любой другой профессии.
Эксперты КиберШколы KIBERone составили перечень критериев для выбора детской школы программирования.
1. Учебная программа
Изучите программу, в соответствии с которой школа проводит обучение: как программа выстроена — изучение материала должно осуществляться поэтапно, от простого к сложному, с учетом возраста обучающихся и их подготовки; какие направления в сфере цифровых технологий программа охватывает — они должны быть актуальными сейчас и иметь перспективу на будущее (разработка программного обеспечения, искусственный интеллект, Интернет вещей, AR и VR и др.); есть ли в программе смежные направления — развитие soft skills, IT-предпринимательство и др.; присутствуют ли в программе элементы геймификации — в игровой форме дети лучше усваивают информацию, да и заинтересовать ребенка легче с помощью игры.
Кроме того, должно быть понятно, чему конкретно научится ребенок — какие навыки приобретет и что сможет делать по итогам обучения.
2. Преподаватели
В хорошей школе преподаватели — это всегда практикующие разработчики, специалисты с реальным опытом работы в отрасли IT.
Ольга Апалькова, основатель КиберШколы KIBERone: «Только такие преподаватели смогут научить созданию реальных проектов, рассказать детям о том, что не пишут в учебниках, передать свой опыт и поделиться полезными лайфхаками».
Обязательно поинтересуйтесь, каким профессиональным опытом и навыками обладают преподаватели школы, имеют ли они опыт работы с детьми и вообще опыт преподавания.
3. Формат занятий
Школа, которая ориентируется, прежде всего, на качественное обучение, работает в формате офлайн, ведь в обучении детей очень важны взаимодействие — установление личных контактов с преподавателем и с группой, мотивация и поддержание интереса, контроль выполнения заданий и дисциплина.
Эффективность онлайн-обучения детей вообще сомнительна. Даже среди взрослых, как показывает исследование специалистов MIT, только 3% от тех, кто начал обучаться на онлайн-курсах, оканчивают их. А детям, тем более без опытного наставника, может просто не хватить усидчивости и вовлеченности в процесс.
Школа может применять онлайн-формат, но только как дополнительный элемент (например, проведение вебинаров, онлайн-консультаций) или как вынужденную временную меру (мы наблюдали это, когда из-за пандемии COVID-19 весь мир ушел в онлайн).