Как защитить авторские права в интернете
Размещаете уникальный контент в сети – обязательно разберитесь, в каких случаях его использование будет считаться нарушением ваших авторских прав, как это предотвратить и что делать, если продуктами вашей творческой деятельности все же воспользовались без разрешения
Как понять, что ваши авторские права были нарушены?
- Вы обнаружили сделанные вами фотографии на фотостоке.
- В социальной сети вы наткнулись на пост, который почти полностью копирует заметку из вашего блога.
- Снятый вами ролик кто-то выложил на YouTube.
- Конкурент на своем сайте выдает ваши дизайн-решения за собственные.
- Ваша песня появилась в ролике незнакомого вам автора.
Если что-то из вышеперечисленного случилось без вашего разрешения, скорее всего, имеет место нарушение ваших авторских прав.
Что охраняет авторское право?
Авторское право охраняет интеллектуальные права автора или иного правообладателя на произведения науки и искусства. Причем наряду с традиционными произведениями литературы и изобразительного искусства Гражданский кодекс относит к охраняемым аудиовизуальные произведения, защита прав в интернете фотографии, дизайн, программы для ЭВМ и др.
Перечень произведений, установленный Гражданским кодексом, не является исчерпывающим. Гипотетически авторское право может распространяться на любые формы контента, созданного творческим трудом. Главное, что нужно помнить, – авторское право охраняет только конкретную форму произведения и не распространяется на идеи, методы, технические решения и иные подобные объекты.
Показательное в этом отношении дело недавно рассматривал Суд по интеллектуальным правам. Истец, являющийся автором фитнес-методики для лица и созданных для ее продвижения материалов, обратился в суд с требованием признать незаконными действия конкурента, продвигавшего в интернете схожий продукт. Суд отказал в удовлетворении требований истца. Он указал среди прочего, что «техника выполнения физиологических упражнений, а также последовательность таких упражнений представляют собой методику, которая не является объектом исключительных прав» (дело № А40-128378/2017).
Какие права принадлежат автору?
Автору принадлежат права двух типов:
- имущественные права (они же исключительные) – право использовать произведение и запрещать его использование остальным;
- неимущественные права – права считаться автором произведения и требовать указания имени автора, право на неприкосновенность произведения, право его первого обнародования и др.
Все права автора возникают с момента создания произведения. Дополнительные действия для этого не требуются, в том числе регистрация, обнародование или проставление знаков копирайта.
Исключительное право на произведение автор вправе передать другому человеку. В этом случае он становится правообладателем вместо автора. Неимущественные права передать нельзя. Поэтому, например, автор всегда может требовать указания его имени или псевдонима при публикации произведения.
В каких случаях авторские права не будут считаться нарушенными?
Без разрешения правообладателя никто не вправе использовать принадлежащее ему произведение. При этом использованием является фактически любое копирование контента. Подробный, хоть и неисчерпывающий перечень способов использования произведения приведен в ст. 1270 Гражданского кодекса.
Однако закон устанавливает исключения, когда использование контента допускается без согласия правообладателя. В интернете наиболее актуально цитирование, которое возможно без разрешения правообладателя при соблюдении следующих условий:
- цитирование осуществляется в научных, информационных или иных культурных целях, поименованных в ст. 1274 Гражданского кодекса;
- цитируемое произведение было правомерно обнародовано (например, автором на своем сайте);
- объем цитирования должен быть оправдан целью цитирования;
- указаны имя (псевдоним) автора и источник заимствования.
Одним из самых известных судебных дел, связанных с цитированием, является спор сайта «Архи.ру» и блогера Ильи Варламова по поводу использования его фотографий (дело № А40-142345/2015). Спор дошел до Верховного Суда РФ, который отказал блогеру в удовлетворении требований на том основании, что фотографии использовались на сайте с соблюдением правил цитирования. В этом деле Верховный Суд впервые прямо указал, что цитировать можно не только текст, но и иные виды контента, включая фотографии. Среди прочего Суд отклонил довод блогера о том, что размещение на сайте ответчика рекламы свидетельствует о коммерческом характере использования спорных фотографий.
С полным перечнем случаев свободного использования произведений можно ознакомиться в ст. 1273–1280 Гражданского кодекса.
Кроме того, если контент публикуется на стороннем ресурсе, например в социальной сети, необходимо учитывать правила этого ресурса. В пользовательских соглашениях некоторых платформ предусмотрено, что, размещая контент на сайте, вы по умолчанию выдаете остальным лицензию на использование своего контента.