Компьютерные технологии и мышление
Почему от компьютерных технологий страдает мышление и развитие речи?
Электронные учебники – новый вид учебных пособий может быть внедрен в российские школы в самое ближайшее время. Как заявил министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров, единственный сдерживающий фактор – высокая цена и отсутствие необходимого образовательного контента.
По словам министра, стоимость этих устройств не должна превышать 150 долларов за штуку. Никифоров призвал принять комплекс мер для того, чтобы решить эту проблему и сделать электронные учебники более доступными.
Идея введения электронных учебников негатива не вызывает: родители, бабушки и дедушки только рады, что их чада освоят со школьной скамьи те высокие технологии, которые старшему поколению не всегда даются легко. Безусловный плюс – малый вес: одно электронное устройство заменяет несколько тяжёлых книг в рюкзаке, а это снижает нагрузку на позвоночник ребенка. Экологи в восторге – отказ от бумаги означает сокращение вырубки лесов.
Однако так ли уж безобидно внедрение в образовательный процесс новых, малоизученных технологий? О подводных камнях этого процесса рассказал эксперт Института экспертных оценок Буханцов Николай Петрович.
Особое отношение в этом плане можно проявить лишь к детям с ограниченными возможностями, но и здесь, благодаря компьютерным технологиям все становится проще. Особая технология eye-tracking позволяет управлять компьютером с помощью глаз. Кроме этого, сегодня существует уже множество и других полезных и современных внедрений, не считая такого уже устоявшегося дополнения, как азбука брайля.
Буханцов Николай Петрович обращает внимание на то, что детское восприятие информации отличается от взрослого, поскольку детская психика и нервная система находятся в стадии становления, созревания. Это обязательно нужно учитывать при выстраивании учебного процесса. «Например, сейчас часто предлагают заменить «бесполезные», «устаревшие» уроки труда в школах «современными» — с применением тех же компьютерных технологий, — объясняет Николай Буханцов. – Между тем кажущееся нам бесполезным вырезание, наклеивание, работа с швейными принадлежностями – это развитие мелкой моторики, которое тесным образом связано с развитием центров речи. Для детей это совершенно необходимо, никакие компьютерные технологии этого не заменят».
Тот же принцип действует применительно к электронным учебникам. Их введение Николай Буханцов метафорически сравнивает с отказом от бумажных книг в романе Рэя Брэдбери «451 по Фаренгейту». «Пусть и в беллетристической форме, однако там довольно точно описаны проблемы изменения сознания в условиях информационного общества», — говорит Буханцов Николай Петрович.
Загляните на сайт https://www.smartaids.ru/, который еще известен, как магазин для инвалидов, и ознакомьтесь с новейшими технологиями.