Конъюнктурный анализ по новой Методике. Как его сформировать!
КОНЪЮНКТУРНЫЙ АНАЛИЗ это сбор информации о текущих ценах, а по сути, согласно статьи 22 44-ФЗ О закупках это метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). В соответствии с положениями Методики определения сметной стоимости строительства (приказ Минстроя России от 04.08.2020 No421/пр) конъюнктурный анализ проводит застройщик, заказчик (технический заказчик) или уполномоченное действовать от имени заказчика лицо, обеспечивающее подготовку проектной документации и осуществляющее проведение конъюнктурного анализа в интересах и по поручению заказчика.
При этом результаты конъюнктурного анализа сделать он подписывается (п. 13Методики 421/пр) исключительно застройщиком или заказчиком, а значит именно заказчик и несет ответственность за ее организацию, проведение и достоверность.
Указанные лица могут запрашивать коммерческие предложения у производителей, поставщиков материальных ресурсов, оборудования, работ или услуг.
Коммерческое предложение – это информация о цене товара, работы или услуги и условиях их поставки или выполнения, которую производитель (поставщик) предоставляет заказчику в ответ на его запрос.
Типовой запрос оформляется на официальном бланке лица, запрашивающего информацию с указанием электронных адресов, (при электронной рассылке), дату и номер исходящего документа, описание материального ресурса, оборудования, работы или услуги, необходимые условия поставки (исполнения) и подпись руководителя.
Можно уведомить потенциального поставщика о том, что предоставление коммерческих предложений не обязывает его заключать контракт. Проведение данной процедуры сбора информации не влечет за собой возникновение каких-либо обязательств заказчика.
Запрос на предоставление ценовой информации, направляемый потенциальному производителю (поставщику, исполнителю) может содержать:
— подробное описание материального ресурса, оборудования или услуги, включая указание единицы измерения, количества товара, объема работы или услуги;
— требования (в том числе указания ГОСТ, ТУ, СП и пр.) к порядку поставки продукции, выполнению работ, оказанию услуг, предполагаемые сроки проведения закупки, порядок оплаты, требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию объекта поставки;
— сроки предоставления ценовой информации;
— указание на то, что из ответа на запрос должны однозначно определяться цена единицы товара, работы, услуги и общая цена на условиях, указанных в запросе, срок действия предлагаемой цены, расчет такой цены (при необходимости, в том числе для ТКП и РКЦ) с целью предупреждения намеренного завышения или занижения цен товаров, работ, услуг.
Требования к содержанию коммерческих предложений установлены пунктами 14-17 Методики 421/пр.
При организации оформления запросов необходимо обратить внимание на следующие моменты:
— направить запросы не менее трем различными производителями (поставщиками, исполнителями);
— просить производителя (поставщика) прислать коммерческое предложение по форме запроса. В этом случае запрос заказчика необходимо составить максимально близко к содержанию рекомендуемой формы Результата конъюнктурного анализа, приведенной в Приложении No 1 к Методике 421/пр;
— если заказчик в запросе указал, что нужно предоставить информацию о сроке действия цены, а поставщик не предоставил такой информации, то данные коммерческие предложения не могут использоваться;
— регистрируйте в делопроизводстве заказчика и сохраняйте оригиналы использованных для конъюнктурного анализа документов, снимки экрана («скриншот»), содержащие изображения соответствующих страниц сайтов с указанием даты и времени их формирования.
Для конъюнктурного анализа заказчиком также может быть использована общедоступная ценовая информация, к которой относится в том числе:
— информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц, в том числе признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
— информация о котировках на российских биржах и иностранных биржах;
— информация о котировках на электронных площадках (в т.ч. единого агрегатора торговли);
— данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
— данные о текущих ценах Территориальных сборников (каталогов) текущих сметных цен (ТССЦ, ССЦ);
— информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами или иных общедоступных изданиях;
— информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенная в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации;
— информация информационно-ценовых агентств. При этом в расчет рекомендуется принимать информацию таких агентств, которая предоставлена на условиях раскрытия методологии расчета цен;
— иные источники информации, в том числе общедоступные результаты изучения рынка.
Также допускается осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками. При этом целесообразно принимать в расчет информацию о ценах товаров, работ, услуг, содержащуюся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами, в течение последних трех лет.
Следует учесть, что в обосновании НМЦК, которое подлежит размещению в ЕИС (соответственно и в размещаемой проектно-сметной документации), не должны указываться наименования поставщиков (подрядчиков, исполнителей), представивших соответствующую ценовую информацию, на основании которых выполнен расчет (сметный расчет, а значит и конъюнктурный анализ цен)!